Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

04.02.2016

Муниципальная реформа: как объединяют города, села и районы России

Работа по сращиванию воедино городов и районов, ликвидации поселенческих администраций и созданию масштабных агломераций постепенно набирает обороты в различных регионах. Где-то данные меры обосновывают сокращением расходов на чиновников, где-то - упрощением бюрократических процедур. О том, насколько успешно сегодня проходит данный процесс, «РК» расскажет в этом обзоре.

Села укрупнят

Самая свежая, и, казалось бы, не самая значимая новость на данную тему пришла из Орловской области. Там вместо 223 сел скоро останется 204.

«Преобразование затрагивает 32 сельских поселения из восьми районов, Произойдет объединение аппарата управления сельских поселений, в которых численность населения не превышает 500 человек и которые не имеют достаточного бюджета для обеспечения собственной жизнедеятельности», - заявил руководитель департамента внутренней политики Вячеслав Ерохин.

По его словам, объединение коснется тех муниципальных образований, в которых все доходы казны тратятся только на содержание местных чиновников. Объединение позволит аккумулировать имеющиеся финансово-экономические ресурсы, повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления, а также принесет заметную экономию в расходах регионального бюджета, уверены власти. Члены областного правительства заверили депутатов в том, что реформа "не навязывается сверху, а идет по инициативе представительных органов самих муниципалитетов с учетом мнения населения", пишет «Российская газета».

В Краснодарском крае, возможно, станет меньше небольших поселений – тех, которые не способны заработать даже на содержание собственного административного аппарата. Об этом заявил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев в ходе совещания по вопросу оптимизации регионального бюджета.

«Есть поселения, где денег нет и на зарплату трех человек. Нет у них и ни одного бюджетообразующего предприятия. Если у главы нет денег на содержание собственного аппарата, как развиваться поселению? Предлагаю оптимизировать, где можно укрепить поселения — давайте укрупним», — цитирует его ИА REGNUM.

Однако одно дело, когда сокращают чиновничий аппарат сел, и совсем другое – когда целые муниципальные районы преобразовывают в городские округа. В таких случаях все и сельские, и городские поселения в рамках района теряют свои администрации и советы депутатов. Вместо них начинают функционировать единые органы власти для всего округа. Такой процесс наиболее показателен в Московской области. В марте 2015 г. депутаты проголосовали за закон о преобразовании Озерского муниципального района в городской округ, в сентябре - Мытищинского и Каширского муниципальных районов в городские округа, а в октябре - Шаховского, Серебряно-Прудского и Егорьевского районов в городские округа, пишетАгентство городских новостей «Москва».

Муниципалитеты первого уровня

Немного другой процесс, который в начале 2015 г. также проходил на территории Московской области, касался объединения между собой двух равнозначных городских округов – Железнодорожного и Балашихи. Получившийся в результате Балашиха стала самым крупным городом региона.

«Слияние двух городов позволило нам объединить как социальную сферу, так и ЖКХ. Железнодорожный находится в достойном состоянии по многим направлениям – обеспеченность социальными объектами, благоустройство, коммуналка. В Балашихе не все было так хорошо. Но все решает экономика. Бюджет маленького Железнодорожного, который занимает всего 2,5 тысячи гектаров, составлял почти 5 миллиардов рублей, а бюджет Балашихи, для сравнения города площадью 22 тысячи гектаров, - 4,5 миллиарда рублей. Консолидированный бюджет помог нам сделать конкретный рывок по тем программам, которые мы обсуждали с правительством Московской области. Таких программ в 2015 году было 16, столько же будет в 2016 году», - рассказал РИАМО глава округа Евгений Жирков.

В конце весны 2014 г. между собой также были объединены городские округа Королев и Юбилейный, из-за чего количество чиновников сократилось в едином муниципалитете более, чем в 2,5 раза, добавляет РИАМО. А в мае 2015 г. была предпринята и вовсе уникальная операция - объединение городских округов Подольск и Климовск с Подольским районом. В результате получился единый городской округ Подольск. Таким образом планировалось решить проблемы Климовска за счет более успешных муниципалитетов.

Однако подобные процессы возникают не только в Подмосковье. О слиянии города Шелехова и Шелеховского района с созданием Шелеховского городского округа задумался губернатор Иркутской области Сергей Левченко. В радиоэфире губернатор заявил, что не против объединения муниципалитетов по «ангарской схеме». ИА «Байкал-24» напоминает , что в прошлом году в Иркутской области вместо двух муниципальных образований - город Ангарск и Ангарский район - появился объединенный муниципалитет под названием Ангарский городской округ.

Крупнее, еще крупнее

Когда же речь идет уже не о двух городах, чиновники озвучивают термин «агломерация». Пока столь глобальные муниципальные изменения лишь в планах. Самым показательным в этом смысле, конечно же, является «Большой Екатеринбург». «РК» уже писал о том, как прошлом году губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручил разработать генплан агломерации. Он собрал мэров Верхней Пышмы, Берёзовского, Арамиля и Среднеуральска и заявил, что пора приступать к разработке единого генерального плана развития агломерации «Большой Екатеринбург». Эту задачу Куйвашев поручил экспертному совету, в который должны были войти как раз главы городов-сателлитов. Координацией занялся областной Минстрой во главе с Сергеем Бидонько. При этом губернатор заявил, что не собирается лишать муниципалитеты самостоятельности. В связи с концепцией можно будет говорить о соглашениях по медобслуживанию, прикреплению к детским дошкольным учреждениям и школам, транспортному обслуживанию агломерации. Однако, как уже писали СМИ, идея создания «Большого Екатеринбурга» обсуждается 13 лет.

Впрочем, как сообщает «Вечерний Екатеринбург», жители Верхней Пышмы и Среднеуральска уже готовы выступить на митингах против объединения друг с другом.

Другая агломерация с похожим названием – «Большой Челябинск» - готовится командой Бориса Дубровского. Агломерацию, помимо Челябинска, составят еще шесть муниципальных образований - Красноармейский, Сосновский, Еманжелинский, Еткульский и Коркинский районы, а также Копейск. Окончательную концепции схемы территориального планирования должны разработать к маю 2016 года. При этом губернатор поддержал концепцию образования и развития такой агломерации. По его поручению в 2014 г. проект был направлен в министерство регионального развития Российской Федерации. В итоге идея получила одобрение федеральных властей. Концепцию объединения муниципалитетов планируют реализовывать в течение трех лет с помощью федерального бюджета.

При этом неоднократно высказывались идеи и об объединении двух «больших» уральских агломераций в очень большую. На совещании с РЖД челябинский губернатор заявил: усилий потребует проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск-Екатеринбург. И если сейчас время в пути между городами на поезде оценивается в пять часов, а на автомобиле – в четыре, то магистраль должна сократить данный промежуток до одного часа.

Эксперты, опрошенные «РК», во многом положительно оценивали инициативы о создании агломераций. Так руководитель Группы исследовательских компаний «НИИ Социологии» Мария Филь отмечала, что данная идея работает на объединение пространства всей страны.

«Идея создания управленческих агломераций в рамках отдельных регионов с целью сокращения «лишних» администраций выглядит весьма привлекательной и своевременной. С одной стороны, это должно позволить снизить численность чиновников без ущерба для нужд управления; с другой стороны, такой подход может способствовать укреплению внутренних коммуникаций и взаимосвязей в рамках самих территорий, сделать пространство страны более единым. Однако в силу выраженных региональных различий такой проект, во-первых, должен пройти качественные пилотные испытания, а, во-вторых, не применяться шаблонным методом везде одинаково, что может привести к существенным издержкам», - говорила эксперт.

Политолог Максим Майоров, в свою очередь, заявил, что данные меры высвободят значительное количество средств, которые могли быть затрачены на работу чиновников.

«С финансовой точки зрения, сокращение управленческих структур высвободит значительные средства, которые можно будет пустить на различные социальные, инфраструктурные, культурные и инновационные программы для населения агломерации. С управленческой это будет удобно, во-первых, тем, что произойдет максимальное сближение муниципальных образований внутри нее, что приведет к росту коммуникации и обменом информации между ними, а, следовательно, к повышению эффективности управления в целом, а также координации в области транспорта, финансов, экономики и социальной сферы», - подчеркивал политолог.






 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru