Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

30.03.2015 / Регион: Москва

Красный передел

Ликвидировать управы и префектуры и превратить 125 районов «старой» Москвы в 33, как это было до 1993 г., мэрии столицы предложили коммунисты во главе с руководителем московского отделения КПРФ Андреем Клычковым.

«В «новой Москве» также предлагается провести укрупнение и 19 поселений преобразовать в 10 городских округов с сохранением исторически сложившихся границ поселений. При этом префектуры и управы, по мнению коммунистов, необходимо ликвидировать из-за неэффективности многоступенчатой системы власти», - добавляют «Известия».

Бюджеты префектур и управ коммунисты предлагают распределить по бюджетам муниципальных округов, а оставшихся после сокращений муниципальных депутатов перевести на оплачиваемую основу.

Давняя история

Аналогичное предложение озвучивал вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников еще летом 2013 г., когда его кандидатура была выдвинута на выборах мэра Москвы, сообщает «Взгляд». В конце 2012 г. столичное бюро КПРФ также опубликовало программу с призывами к ликвидации управ и префектур, на содержание которых тратятся, по мнению коммунистов, огромные бюджетные средства. Тогда же коммунисты призывали передать муниципальным депутатам дополнительные полномочия .

Также коммунисты предлагали ряд изменений для переходного периода, понимая, что реформу нельзя провести сразу.

«Поставить под контроль депутатов работу управ и все бюджетные расходы; предоставить возможность Советам депутатов передавать полномочия муниципалитетов по опеке, досуговой, социально-воспитательной, спортивной работе управам районов; сократить количество чиновников в районах, объединить хозяйственные функции и штаты муниципалитетов и управ; прекратить расходы местных бюджетов на государственные функции; повысить ответственность муниципальных служащих за обеспечение деятельности депутатов и представительных органов по реализации их прямых полномочий, объединить должности главы муниципального образования, руководителя представительного органа и главы администрации в одной должности», - сообщалось на сайте КПРФ.

Руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова отметила, что, когда обращение коммунистов будет получено, его рассмотрят в установленном законом порядке.

Эксперт Фонда Анатолия Собчака Сергей Станкевич также полагает, что действующая структура и вправду слишком громоздкая, и если она была необходима в начале 90-х, то сегодня не отвечает реальным потребностям города.

«Основное противоречие нынешней городской системы: она не оставляет места реальному самоуправлению. Город управляется централизованно и бюрократически, что Сергей Собянин стремится отчасти смягчить дополнительной открытостью и публичностью. Но возможностью увидеть чиновника в интернете и написать ему электронное письмо самоуправление не заменить. Пока что муниципальное самоуправление в Москве в основном сводится к набору декоративных ритуалов. Все его функции многократно дублируются «вертикалью», из-за чего система становится затратной, многолюдной и неповоротливой, с большими коррупционными рисками», - сказал политолог «РК».

Эксперт также предложил провести международный конкурс среди специализированных урбанистических центров на лучшую концепцию городского управления.

Не только коммунисты

С похожим предложением перед мэрскими выборами 2013 г. выступал и лидер «Яблока» Сергей Митрохин. По его мнению, от управ и префектур необходимо было избавиться.

«У этого органа (управ) есть полномочия, но нет ответственности", - цитировал политика портал РБК.

Также оппозиционер предлагал провести досрочные выборы Мосгордумы и расширить ее полномочия до утверждения программ приватизации, списков очередников, согласования важных назначений в правительстве города.

Чуть раньше, в апреле 2013 г., против управ и префектур выступила группа муниципальных депутатов и общественное объединение «Комитет 12 июня». Полномочия данных органов в случае упразднения предлагалось передать самим муниципалам.

«Полномочия ликвидируемых органов управления предлагается передать на уровень муниципалитетов — депутаты полагают, что последние сами могут справиться с проблемами благоустройства, оформления и уборки улиц», - сообщал журнал «Профиль».

Мосгордума, по мнению инициаторов реформы, должна была быть расширена с 45 до 110 человек, депутатов и мэра также предлагалось избирать на четыре года, а не на пять лет. Правительству города планировалось ограничить полномочия таким образом, чтобы этот орган решал лишь крупные вопросы, связанные, к примеру, со строительством дорог и бюджетов.

Источники не исключали

В августе 2014 г., уже накануне выборов в Мосгордуму, газета «МК» опубликовала текст, в котором источник в городском парламенте утверждает, что после избирательной кампании Москву поделят на 40-60 районов. При этом источник издания в столичном правительстве подтвердил, что такой вариант рассматривается.

«С точки зрения управляемости это было бы правильное решение. Когда управ 125, не удивительно, что к власти приходят случайные люди. Кроме того, горадминистрации пора привести к одному знаменателю административное деление «старых» и «новых» территории. Ситуация, когда внутри одного мегаполиса существуют образования с разными функциями и полномочиями (т.е. управы и поселения), не может существовать вечно», - говорил собеседник газеты.

Источник также отметил, что самый радикальный вариант реформы предусматривает и упразднение префектур.

А стоит ли?

Однако не все оппозиционеры сегодня поддерживают идею о новой административной реформе. Депутат Госдумы от «Справедливой России», представляющий Москву, Александр Тарнавский, заявил порталу Regions.ru, что в условиях кризиса, когда сложно прогнозировать доходы и расходы бюджета, столь кардинально менять систему не стоит. Парламентарий также напомнил о значительном сокращении госслужащих в городе (подробнее читайте в обзоре «РК»).

«За минувшие 20 лет структура управления в Москве в том или ином виде реформировалась несколько раз. Конечно, любую систему управления большим городом можно критиковать, но в Москве эта система более-менее устоялась и сложилась. И затевать сегодня серьезную реформу в ситуации, близкой к экономическому кризису, на мой взгляд, не вполне целесообразно», - считает Тарнавский.

Префект ТиНАО Дмитрий Набокин уже заявил «Известиям», что такие серьезные перемены надо просчитывать, тем более, что затраты на подобную реформу будут высокими.

По мнению начальника Управления организации избирательного процесса Избирательной комиссии Московской области Игоря Кудрявина, коммунисты лишь пиарятся на столь «громкой» теме.

«Тезис про «доказавших свою неэффективность» структур московских чиновников видится мне, мягко говоря, надуманным, поскольку в общем и целом наш многомиллионный мегаполис управляется весьма эффективно, и сбои случаются крайне редко и носят скорее характер природного катаклизма. Вся эта возня вокруг истории с сокращением чиновников, предложенная политической партией, представляется мне, как попытка попасть в федеральную повестку, таким незамысловатым способом дешевого пиара», - заявил «РК» представитель Мособлизбиркома.

Также Кудрявин не поддерживает инициативу о переводе муниципальных депутатов на оплачиваемую основу.


Добавить новый комментарий