Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

14.12.2015

Корпорации развития: реальность и перспективы

В российских регионах создаются новые корпорации развития, цель которых улучшение инвестиционного климата. Именно они ищут новые проекты, проверяют их и стараются создать все условия для их реализации. Некоторые из корпораций существуют уже несколько лет, другие начали открываться только сейчас. О том, как это происходит, и что это принесет, «РК» поговорил с экспертами.

Что они делают

Недавно созданная Корпорация развития Сахалинской области, по словам губернатора Олега Кожемяко, займется реализацией крупных инвестиционных проектов. По его словам, основные задачи корпорации - эффективное вложение государственных средств и повышение инвестиционной привлекательности региона в «ненефтегазовой сфере».

«Финансовые средства будут консолидированы в рамках одной профессиональной организации, перед которой не стоит никаких других задач, кроме эффективного вложения госрседств и создание новых предприятий», - цитирует главу регионаИнтерфакс.

Типичным примером можно назвать и Корпорацию развития Калининградской области – региональный парламент в конце ноября выделил ей 80 млн руб. на создание инфраструктуры индустриальной площадки в технопарке "Экобалтик" в Багратионовском районе. Отмечалось, что федеральный бюджет возместит эти инвестиции благодаря постановлению Правительства России, которое регламентирует возврат региональному бюджету аналогичной суммы из федерального бюджета, пишет портал «Русский запад».

Между тем архангельская корпорация развития задумывается о том, чтобы вкладывать средства в производство экзоскелетов – технических средств реабилитации - на территории региона. Регион уже купил для исследований один такой скелет у резидентов «Сколково». При благоприятных результатах исследований будет решаться вопрос производства экзоскелета на предприятиях социального кластера, который сейчас создается в Поморье, пишет «Российская газета».

Как их создают

Региональные компании обычно создаются на основе решений региональных правительств. Однако, несмотря на то, что во многих регионах свои корпорации уже есть, правительство РФ поручает создавать и межсубъектовые. Так, в мае этого года кабмин одобрил создание АО «Корпорации развития Дальнего Востока», которая будет управлять территориями опережающего развития. Ранее сообщалось, что новая корпорация будет создана на базе ОАО «Московская материально-техническая база» (ММТБ). Тогда в министерстве пояснили, что филиалы новой корпорации будут создаваться в дальневосточных регионах, в которых будут образованы ТОР.

Согласно документу, ММТБ переименовывается в Корпорацию развития Дальнего Востока. Как сообщается на официальном сайте ММТБ, ее гендиректором является Ядвига Башлуева (назначена Росимуществом). Основная деятельность компании — сдача внаем собственного недвижимого имущества. По данным «Коммерсантъ-картотеки», уставной капитал ММТБ — 3,8 млн руб., а сама компания полностью находится в федеральной собственности (100% акций принадлежит Росимуществу). Теперь от лица РФ права акционера будет осуществлять Минвостокразвития, пишет «Коммерсант».

Пример работы межсубъектовой корпорации также демонстрирует Корпорация развития Северного Кавказа. «За период с 2010 по 2015 годы компания инвестировала в различные проекты на территории Северо-Кавказского федерального округа более 6,8 миллиарда рублей. Общий объем по одобренным и реализуемым инвестиционным и инфраструктурным проектам с учетом привлеченных средств составил более 30,3 миллиарда рублей», — отмечаю представители корпорации.

Так, в 2013 году КРСК вложило порядка 4 миллиардов рублей в строительство крупнейшего в регионе, современного многофункционального выставочного комплекса в Кавказских Минеральных водах. На сегодняшний день объект в высокой степени готовности. Также КРСК создало дочернюю компанию "Северо-Кавказский горный клуб" (СКГК), развивающую приключенческий и экскурсионный туризм на территории СКФО. Объем инвестиций в проект составил свыше 200 миллионов рублей. Компания инвестировала более 90 миллионов рублей и во всесезонный курорт "Архыз", считающийся одним из наиболее перспективных курортов СКФО.

Реализация инвестпроектов и появление новых предприятий при участии компании позволило создать порядка тысячи новых рабочих мест в различных отраслях – от строительства до управления, сообщает РИА «Недвижимость».

Перезагрузка 

Между тем, власти не только создают корпорации, тем самым обновляя инвестиционную сферу, но и меняю глав уже действующих структур. Так, вологодский губернатор Олег Кувшинников заявил, что сменит руководителя корпорации. При этом причиной стало то, что корпорация не обеспечила достаточный уровень сопровождения своей деятельности в СМИ, сообщает ИА Вологода-регион.

Также и «Корпорация развития Волгоградской области» (КРВО) не продлило контракт с депутатом Волгоградской областной думы Владимиром Ефимовым, который возглавил эту структуру в ноябре 2014 года по личному приглашению губернатора Андрея Бочарова. Как следует из слов самого господина Ефимова и людей, знакомых с ситуацией, экс-директору не удалось убедить областное руководство дать КРВО реальные инструменты для привлечения инвестора, а без этого корпорация оказалась неспособна решать задачи по самостоятельному получению доходов, сообщает «Коммерсант».

В Иркутской области тоже произошли изменения. Владимир Перетолчин сменил на посту генерального директора АО «Корпорация развития Иркутской области» Максима Булдакова. Последний, по сообщению пресс-службы министерства экономики Приангарья, ушел по собственному желанию. 42-хлетний иркутянин Владимир Перетолчин имеет опыт управления несколькими крупными промышленными предприятиями страны. Известно, что в последнее время (с 2010 по 2015 год) он работал в должности заместителя генерального директора ЗАО «Фарм-Синтез» в Москве, информирует портал Ньюс-Бабр.

Есть ли смысл?

На счет того, помогают ли делу данные корпорации, имеется несколько точек зрения. Так, советник Института современного развития Никита Масленников заявил, что корпорации получили новые условия для своей реализации – поручения президента о заключении выгодных для бизнеса «специальных инвестиционных контрактов»; принятые законы о ГЧП и промышленной политике. С другой стороны, корпорации ждет немало испытаний.

«С одной стороны есть закон, с другой – поручение президента, есть также планы докапитализации Фонда развития промышленности. Специальный инвестиционный контракт заточен на производство в России продукции, которой еще нет аналогов. Это очень перспективная мера. Другое дело, ее эффективность, очевидно, будет в немалой мере снижаться в 2016 году в связи с довольно сильными рисками бюджетной устойчивости во многих регионах. Я думаю, что 2016 год будет годом тестовым, что понять, где плюсы, где минусы, накопить опыт», - пояснил эксперт.

Политтехнолог Александр Антошин выразил надежду на то, что корпорации со временем начнут выполнять свои функции.

«Любая копейка, которая будет вложена в регион, имеет значение. Есть надежда на то, что корпорации развития со временем начнут работать, будут способствовать развитию регионов, создадут новые рабочие места, новую налоговую базу. В то же время, не стоит рассчитывать на очень впечатляющие результаты сразу по нескольким причинам. Государство здесь выступает как инвестор, когда других инвесторов нет. Однако это не та сфера, в которой, скажем так, государство наиболее эффективно», - пояснил эксперт.

Политолог, главный редактор ИА «Моссовет» Юрий Загребной, в свою очередь, не сомневается в эффективности таких институтов. По его словам, есть достаточно хорошие примеры проектов, которым даже в тяжелых условиях нынешней экономики удается работать на перспективу.

«В первую очередь, как бы не казалось странным, это касается некогда сложных регионов Северного Кавказа. Помимо привлечения средств, есть еще и функции управления проектом, что очень важно. По крайней мере до того времени, пока проект не будет приватизирован. Министерства и ведомства, в свою очередь, этим не занимаются, в чем основной смысл появления корпораций развития. Когда мы говорим о федеральных министерствах, далеко не всегда они могут настроиться на региональные особенности, понимать их. Везде есть своя специфика», - заметил он.





 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru