Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

03.03.2016

«Ход жильем»: подмосковные власти усложняют жизнь девелоперам

Подмосковные власти решили серьезно ограничить застройку жилья не только в Балашихе и Королеве, находящихся на грани транспортного коллапса, но и других городах региона. Отныне чиновники не будут согласовывать новые проекты, если девелоперы не возьмут на себя обязательства создавать новые рабочие места.

Эксперты неоднозначно расценили инициативу главы региона, полагая, что в условиях свободы рынка подобные меры просто не работают.

Привязать к месту

Власти Подмосковья по поручению губернатора Андрея Воробьева теперь не будут согласовывать строительство жилых кварталов без создания рабочих мест. Об этом, как пишет «Коммерсантъ», сообщил зампредседателя правительства региона Герман Елянюшкин.

Московской области необходимо около 1 млн рабочих мест: при этом за последние десять лет чиновники выдали градостроительные документы на строительство 112 млн кв. м жилья, что давало бы прирост населения на 4,5 млн человек. Из них около 80 млн кв. м вряд ли будут построены, поскольку многие площадки не оснащены инженерными сетями, прогнозирует Елянюшкин. По его словам, если не ограничить объемы жилищного строительства, то многие подмосковные города превратятся в Балашиху и Королев, где жилье строилось без привязки к рабочим местам. В итоге эти города оказались на грани транспортного коллапса, так как большинству местных жителей приходится ездить на работу в Москву.

Издание iБалашиха напоминает, что Андрей Воробьев ввел на среднесрочную перспективу мораторий на новое строительство в Балашихе и Королеве. Ограничения коснулись и Химок. К настоящему моменту в Балашихе, например, действуют 30 разрешений на строительство 628 тыс. кв. м жилья, уточнил Елянюшкин.

При этом чиновник признал, что создание одного рабочего места обходится недешево: на это требуется около 1 млн руб. Для сравнения: затраты на строительства жилья в Подмосковье составляют 55–63 тыс. руб. за кв. м, а цена продажи — 70–85 тыс. руб. за кв. м. При этом, по дванным издания, в 2015 году реальное число покупателей сократилось на 10–20%.

Как отмечает NEWSmsk.com, наиболее проблемными считаются города Железнодорожный, Красногорск, Подольск и Пушкино. Оптимальным способом решения проблемы с трудоустройством жителей является создание предприятий легкой индустрии (склады, интернет-магазины, предприятия по сборке).

За последние десять лет в области было разрешено строительство 112 миллионов квадратных метров жилья, что давало бы прирост населения на 4,5 миллиона человек. При этом Подмосковью нужно около 1 миллиона рабочих мест, а 80 миллионов «квадратов» вряд ли будут построены, поскольку многие площадки не оснащены инженерными сетями.

«Выстраданное решение» или повод для коррупции?

По словам политолога Ильи Паймушкина, создание рабочих мест в городах Подмосковья - это один из пунктов программы губернатора Московской области Андрея Воробьева «Наше Подмосковье».

«Это решение выстраданное, потому как количество строящихся домов в регионе растет, а основным местом работы жителей по-прежнему является Москва. За последние два года заметно увеличилась нагрузка на транспорт, и эта серьезная проблема, на которую годами не обращали внимания, должна была начать как-то решаться. Единственный логичный путь - это создание новых рабочих мест в городах и районах Подмосковья. Еще в период предвыборной кампании Андрей Воробьев озвучивал свое видение этой проблемы и за время своего руководства областью он делает многое, чтобы ее решить, привлекая инвесторов, создавая благоприятный климат для предпринимателей и формируя социальную инфраструктуру в городах Подмосковья», - пояснил «РК» эксперт.

Он напомнил, что ранее власти Московской области перестали согласовывать застройщикам строительство домов без социальной инфраструктуры.

«Знаю не один такой пример, когда строительство нового дома согласовывали только с пристроенным к нему детским садом. Считаю инициативу Андрея Воробьева верным и единственно правильным решением», - подчеркнул Паймушкин.

По мнению главы фонда «Прикладная политология» Сергея Смирнова, эти и подобные проблемы будут только множиться, если стратегии развития регионов (которые все так активно создают) не будут, с одной стороны, сопрягаться с аналогичными концепциями развития соседних регионов, с другой – конкретизироваться в концепциях развития отдельных городов и муниципальных образований, а с третьей – оперировать «голыми» цифрами и показателями вроде «ввод нового жилья исходя из 1 кв.м на 1 жителя».

«Что касается обязательств девелоперов по созданию новых рабочих мест, то надо понимать, насколько они компетентны и эффективны в этом вопросе. Кроме того, цена в 1 млн.руб. за одно рабочее место сильно, на мой взгляд, завышена», - заявил «РК» политолог.

Как заявил «РК» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, предлагаемое правило обязать строителей нести ответственность еще и за создание новых рабочих мест в Подмосковье может привести к целому ряду последствий.

«Это ударит по строительному рынку, и без того падающему. То есть сократит отрасль и все связанные с ней мультипликативные составляющие, что в условиях кризиса не очень здорово. Это сокращение рабочих мест и доходов населения, сокращение поступлений в бюджет, сокращение потребительского спроса», - пояснил Солонников.

Кроме того, он отметил, что речь идет о новых правилах, вводящих новые бюрократические процедуры и препоны. «Теперь нужно будет собирать согласования, подписи и справки не только у пожарной инспекции, СЭС, экологической экспертизы, дорожного хозяйства и и т.д., но еще в комитетах по труду и занятости, подтверждая, что новые рабочие места формально на бумаге созданы. Новое согласование – новая форма административное ренты. Проще договориться о печати, что рабочие места созданы, чем их реально создавать. И это будет работать», - признал Солонников.

Он также не исключил, что «это расчистка рынка от конкурентов под нужные структуры в условиях кризиса».

«В условиях свободы рынка и свободы перемещений по стране такие меры реально не работают. Пока из всей страны ресурсы будут стягиваться в единственный город, за ними будут приезжать и жители других регионов. Пока кроме Москвы реальные деньги не будут вкладываться в развитие малых, средних и больших городов по всей России, проблема перегруженности столичного региона ни куда не денется. Так что нынешняя инициатива – это решение каких угодно задач, но только не реальное решение вопроса перенаселенности городов Московской области, – констатировал собеседник «РК».





Добавить новый комментарий