Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

30.08.2016 / Регион: Камчатский край

Камчатский край: драйверы и факторы развития

Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин в рамках пресс-конференции рассказал журналистам о планах по развитию транспортной инфраструктуры и промышленности региона. «РК» также вспомнил, что первое лицо Камчатки говорил о привлечении туристов и представил себе картину скорого будущего одной из самых необычных российских земель. 

Проекты для большого транспорта

Уже четыре инвестора претендуют на строительство аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский на Камчатке. При этом они предлагают удешевить проект за счет строительства типовых комплексов, а также сократить время реализации проекта с 4 до 2 лет, сообщил в журналистам Илюхин. Проект аэровокзала станет одним из четырех проектов, которые будут представлены на втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке.

«Проект аэровокзала был выполнен в Красноярске. Архитекторы учли все особенности Камчатки и привнесли в него изюминку (архитектурные решения предполагают строительство здания, похожего на вулкан и лосось). Однако инвесторы, с которыми мы вели диалог, предлагают удешевить проект, построив здание типовым. Но мы будем настаивать на сохранении облика», - сказал Илюхин.

Он напомнил, что предварительно просчитанный срок реализации – 4 года, стоимость – 3,1 млрд рублей. Сейчас правительство Камчатского края ведет активную подготовку проекта и необходимой документации, чтобы начать его реализацию в 2016 году. Аэровокзал займет площадь в 22 тысяч квадратных метров.

«Сегодня пассажиропоток, который проходит через аэропорт, составляет до 500 тысяч человек в год. После завершения строительства аэровокзала эта цифра увеличится до 1 млн человек в год», - приводит слова губернатора ТАСС.

Кроме того, власти региона серьезно нацелены развивать проект Свободного порта – территории с льготным налогообложением для инвесторов, чьи проекты будут связаны с развитием судоходства. И три первых резидента порта уже определены . Компания «Витязь-Аэро» планирует строительство гостиницы на 140 номеров, инвестиции в проект составят 500-700 млн рублей.

Рядом с гостиницей будет построена вертолетная площадка и визит-центр на берегу Култучного озера. Второй потенциальный резидент Свободного порта – компания «Ямсы» – инициирует строительство в Петропавловске-Камчатском, на базе рыболовецкого предприятия «Акрос», терминала по приему и отправке контейнерных грузов. Объем инвестиций – около 500 млн рублей. Сейчас такую услугу в краевом центре оказывает только Петропавловск-Камчатский морской торговый порт, с введением нового терминала в действие ожидается уменьшение стоимости услуг по отправке грузов не менее чем на 15%.

Третий проект предполагает строительство рыбоперерабатывающего завода в районе бухты Чавычная в краевой столице, стоимость – 1 млрд рублей. Планируется строить цех с производственной консервной линией мощностью до 100 тысяч банок в сутки и 150 тысяч тонн готовой продукции в сутки. Таким образом сумма инвестиций первых трех резидентов составит 2,1 млрд рублей. 

Губернатор уточнил, что правительство края и Корпорация развития Дальнего Востока ведут переговоры еще с девятью потенциальными резидентами Свободного порта. Они готовы инвестировать более 6,7 млрд рублей. Также решается вопрос о расширении зоны Свободного порта на Елизовский район Камчатки, где заинтересованность в реализации проектов в рамках инвестзоны высказали еще пять инвесторов. Они намерены реализовать проекты в промышленно- производственной и туристической сферах с объемом заявленных инвестиций 4,2 млрд рублей.

Морская и золотая промышленность

В предыдущем разделе мы уже упомянули проект нового рыбоперерабатывающего цеха. Действительно рыбная ловля и подготовка продукции к продаже – сферы экономики края, которые обладают стратегическим значением. Еще в конце июня этого года губернатор заявлял о масштабной поддержке рыбных предприятий. Как сообщили Fishnews в пресс-службе правительства края, ряд преференций для предпринимателей предусмотрены соглашением о формировании рыбоперерабатывающего кластера. Значительный объем мер поддержки действует в рамках краевой госпрограммы: предоставляются субсидии для возмещения части затрат по лизинговым платежам на приобретение рыбопромысловых судов, технологического и морозильного оборудования.

«До 2020 года мы предполагаем выделить более 240 млн. рублей. Мы также субсидируем проценты по инвестиционным кредитам. С этого года ввели новую меру поддержки – возмещение затрат на уплату первого взноса по лизингу, а также увеличили размер возмещения затрат по самим договорам с 1/3 до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ», – цитирует главу региона пресс-служба.

Однако руководителя региона беспокоит, что объемы господдержки инвестиционных мероприятий в рыбной промышленности по федеральным программам снижаются. Он отметил также, что крайне ограничены и возможности инвесторов на получение господдержки по субсидиям на оплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство и модернизацию перерабатывающей инфраструктуры. Сегодня оно распространяется только на проекты, реализованные в 2008-2013 годах, а срок кредита ограничен пятью годами. Таким образом в программу не попадают те, кто реализует масштабные долгосрочные проекты по строительству новых современных перерабатывающих заводов. Поэтому Илюхин выступил с предложением внести ряд изменений в постановления Правительства РФ: исключить срок инвестиционных кредитов либо ограничить его 10 годами, а также распространить это право на проекты, реализованные после 2013 года. 

Но есть и другие секторы промышленности, которые будут активно развиваться в регионе в ближайшие годы – добыча и переработка золота. Предприятия горнорудного сектора Камчатки к 2025 году выйдут на проектную мощность по добыче до 15-18 тонн золота в год, заявил на пресс-конференции в понедельник губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.

Основной объем драгоценного металла – порядка 10 тонн в год — планируется добывать на новом горно-металлургическом комбинате Озерновского золоторудного месторождения в Карагинском районе Камчатки. Проект ГОКа по добыче и переработке руды будет представлен инвесторам на Втором Восточном экономическом форуме, который пройдет 2-3 сентября во Владивостоке.

«Планируется, что годовой объём производства золота, после выхода на полную мощность, составит до 10 тонн. Для нас это очень большие цифры. Для сравнения, у наших соседей – Магадана и Чукотки, где горнорудный сектор является основным в экономике региона, цифры по добыче составляют порядка 30 тонн. Мы рассчитываем, что к 2025 году Камчатка выйдет на 15-18 тонн золота в год», — отметил Илюхин.

Стоимость проекта составляет 12,5 миллиарда рублей (9,2 миллиарда рублей собственные средства, 3,2 миллиарда – заемные). Инициатором проекта выступает АО «Сигма» — Сибирский горно-металлургический комбинат. Сначала предполагается строительство опытно-промышленного производства, затем самого ГОКа, объектов обеспечения и инфраструктуры. Ранее проект получил федеральную поддержку на развитие инженерной инфраструктуры, кроме того, он был признан приоритетным инвестпроектом в Камчатском крае. Прогнозные запасы золота на объекте составляют 300 тонн, передает МИА «Россия Сегодня».

Все флаги – в гости на Камчатку

Отдельного упоминания, безусловно, заслуживает туризм. Камчатка всегда была очень популярным местом для россиян, а, по словам губернатора, в регион также активно приезжают американцы, европейцы и представители азиатско-тихоокеанского региона. Популярностью у гостей полуострова пользуются охотничьи и рыболовные туры, походы в горы, купание в реках и озёрах, катание на горных лыжах, сноубординг, гонки на собачьих упряжках. 

«В последнее время развитие получил событийный туризм. На знаковые камчатские праздники приезжает все больше гостей. Главные магниты — это наша «Берингия», традиционная экстремальная гонка на собачьих упряжках, а также «Дни вулкана» с массовыми восхождениями на действующий исполин», – приводит его слова «Коммерсант».

За год турпоток на Камчатку увеличился в 3 раза, подчеркнул Илюхин. Если в 2015-м на полуострове побывали 60 тысяч туристов, то в этом году уже 180 тысяч человек.

В то же время глава региона отмечает, что к развитию туризма надо подходить очень осторожно, чтобы не навредить экологии края. 

«На Камчатке пока много мест, где можно посмотреть, как медведь ловит рыбу, лосось идёт на нерест, но с ростом туристической привлекательности региона, мы можем потерять их», — цитирует губернатора портал DV-Land.

Губернатор напомнил, что в советские годы массовый наплыв туристов привёл к нарушению экосистемы Долины гейзеров, которую в полной мере не удалось восстановить до сих пор. 

В то же время глава региона пообещал особые условия тем инвесторам, кто попросить у региона землю под туристические проекты. По словам Илюхина, инициаторы масштабных инвестпроектов в сфере туризма смогут взять землю в аренду без участия в торгах. В частности, если речь пойдет о строительство гостиниц, создание объектов познавательного, делового, этно- культурного, лечебно-оздоровительного и физкультурно-спортивного назначений, сообщает портал «Экономика Сегодня» со ссылкой на ТАСС. С такой инициативой губернатор выступил в середине июня.

Как оно будет работать

В интервью «РК» генеральный директор акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края» Николай Пегин заявил, что распространение режима Свободного порта на территорию Елизовского района, о котором мы упомянули в самом начале статьи, станет логичным продолжением проекта. Однако глава организации сделал акцент и на других стратегических межрегиональных проектов, в которых будет участвовать регион.

«Так, сегодня серьезно обсуждается тема создания Национальной арктической транспортной линии, в которую входит Северный морской путь, с двумя опорными портами – точками входа:  на востоке – Петропавловск-Камчатский, на западе – Мурманск. Во-вторых, создание рыбного кластера, то есть в акватории порта, на береговой линии на сегодняшний день планируется реализовать несколько крупных проектов, связанных с рыбопереработкой, рыбным хранением и пирсами. Уже в  декабре будет сдан Морской вокзал. Реализуется совместный проект регионального, федерального правительств, «Росморпорта» по модернизации причалов, и на следующий год весной-летом планируется прием первых круизных лайнеров возле нового вокзала», – сказал он.

В свою очередь руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников прокомментировал планы региона по золотодобыче. 

«Пока конъюнктура мирового рынка золота достаточно комфортная. Кроме того, на золото всегда есть спрос у нашего Центрального Банка, который формирует международные резервы, в том числе, и в золотом содержании. И конечно, это будет пользоваться спросом со стороны ювелирной промышленности. Причем тут надо иметь в виду перспективы так называемой Большой Азии, потому что азиатские развивающиеся экономики начинают переориентироваться на удовлетворение внутреннего спроса. Один из показателей роста благосостояния, особенно в Китае – это резкий спрос на золотые ювелирные изделия, да и на слитковое золото. Поэтому здесь конъюнктура благоприятная, а как сложатся экономические условия, будем смотреть», – отметил он. 


Добавить новый комментарий