Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

20.10.2015 / Регион: Москва

Дорогие бренды и публичные скандалы: почему на мэрию жалуются в прокуратуру

Московская мэрия вновь оказалась в центре публичного скандала. Общественность и СМИ обсуждают бренд «новой Москвы», созданный компанией «Апостол» Тины Канделаки за 15 млн рублей. Логотип, а также его стоимость оказались настолько спорными, что их адекватность попросили проверить Генпрокуратуру. Надо сказать, что депутаты Госдумы жалуются на инициативы мэрии в прокуратуру с определённой периодичностью. «РК» решил собрать претензии федеральных политиков к московским властям, а эксперты – оценить подход московского правительства к финансовой политике.

Дорогой бренд

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Агеев нередко критикует московскую мэрию за те или иные траты. Самой свежей стала претензия о том, что компания «Апостол» Тины Канделаки израсходовала 15 млн бюджетных денег по заказу на создание бренда «Новой Москвы». В итоге Агеев направил обращение генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить данные траты, сообщают «Известия».

Депутат сообщил, что подозревает Канделаки в коррупционных связях с московскими властями – Тина постоянно хвалит их в своих социальных сетях даже за платную парковку, а участники московских госзакупок отмечают, что тендерная комиссия старается не допустить другие компании к тем заказам, на которые претендует «Апостол».

По сообщениям СМИ, профессиональное сообщество архитекторов и власти «новой Москвы» также дали негативные отзывы о выполненной работе. Так, глава администрации городского округа Троицк Владимир Дудочкин отметил, что он не стал бы сам голосовать за него, а также не уверен, что символ понравится жителям.

Пользователи интернета и вовсе встретили рисунок насмешками и нелестными сравнениями с фекалиями. "Что это за куски черепашек-ниндзя вокруг? Лютый трэш. Уровень ниже плинтуса. Сделано за 5 минут", - резюмировал блоггер Кирилл Воронков. Графический знак также напомнил россиянам циррозную печень и схему разделки говяжьей туши, а цветовая гамма проекта показалась пользователям подозрительно похожей на цвета логотипа Google.

В тот же день СМИ сообщили, что агентство Канделаки уличили в использовании бесплатного шаблона при разработке бренда. Как пишет издание TJournal, представленные элементы фирменного стиля полностью совпадают с бесплатным шаблоном, который можно скачать на сайте craftsmanspace.com.

Эксперты «РК» пояснили, что новый логотип, помимо эстетических недостатков, не соответствует общей стилистике брендирования Москвы.

- В том виде, в котором логотип был продемонстрирован в СМИ, он ни с чем нормально не пересекается. Это определенно недостаток, и он не столько относится к работе агентства «Апостол», сколько к тем, кто писал техническое задание. Люди, видимо, не сталкивались с такой работой, им проще закупки проводить, заниматься вопросами ремонта зданий, сооружений, дорог, - прокомментировал «РК» новый бренд политолог Юрий Загребной.

- Работа компании «Апостол» мне не нравится в принципе. Это некрасиво, - заявила генеральный директор «Реклайн» Ирина Матысяк. - Выбранное вкусовое решение мне не нравится. Если взять логотипы разных районов Москвы, на каждом присутствуют гербы, также существует фирменное написание названий округов.

При этом Матысяк подчеркнула, что дизайн – вещь сугубо индивидуальная и глубоко творческая и на стоимости его может отражаться множество факторов.

Позже компания «Апостол» сообщила, что депутат Агеев пересмотрел отношение к бренду и убедился, что над символом новой Москвы была проделана огромная работа и даже отозвал свое обращение в прокуратуру. Сам депутат лично это пока не подтвердил.

«РК» в «Апостоле» отказались прокомментировать претензии к бренду, подчеркнув, что пока они эту тему не комментируют.

200 млн за одну букву

Интересно, что такой же скандал год назад разгорелся вокруг нового логотипа для московского метро. Он был разработан дизайн-студией Артемия Лебедева в рамках программы по ребрендингу метрополитена. Стоимость банального знака составила 232 млн рублей. Логотип метро практически не изменился, была лишь убрана синяя линия вокруг буквы М. Это «революционное» новшество также вызвало волну саркастических комментариев в соцсетях.

Тогда же депутат Госдумы от «Справедливой России», член комитета по бюджету Михаил Сердюк направил в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить целесообразность проведения ребрендинга Московского метрополитена, а также выяснить, как проводился конкурс на разработку нового логотипа подземки и каким образом формировалась цена контракта.

Этот вопрос «РК» тоже задал своим экспертам и они подтвердили, что принципов ценообразования на творческие проекты просто нет.

- Формирование цены на подобные творческие услуги – очень сложный вопрос, так как никаких четких критериев в этом случае просто не существует, - считает политолог Дмитрий Солонников. - Понять грань, где действительно речь идет о творческой гениальности, а где – это схема для отмывания денег, довольно сложно. В любой работе, в которой имеется творческая составляющая, адекватной оценки не существует. 

О том, что оценить исполнителя творческой работы непросто, заявил и директор по стратегическому развитию исследовательской группы «Конструирование будущего» Артем Желтов.

- На самом деле Москву, как заказчика, откровенно жаль, - пояснил эксперт. - В том смысле, что с обывательской точки зрения, наличие огромных средств и возможностей ими распоряжаться - это благо. Дескать, мне бы их сметы я бы развернулся. Однако так кажется ровно до тех пор, пока не доходит до дела. В реальности большие возможности регулярно компенсируются «расстрельной» ответственностью. Но это-то ладно, хуже другое: как оценить, кто хорош, а кто плох, для выполнения той или иной работы?

Закупки, бордюры, парковки и «пир во время чумы»

На адекватность трат московской мэрии в последнее время жалуются часто. В числе последних запросов – обращение депутата Госдумы Вячеслава Лысакова в Генпрокуратуру с просьбой проверить главу дептранса Максима Ликсутова на предмет превышения должностных полномочий. Поводом для обращения стали решения по целому ряду вопросов, начиная от предложения мэрии по ситуации с парковочными местами и заканчивая созданием «особых условий» для отдельных таксомоторных компаний.

Опять же депутат-эсер Агеев в сентябре попросил столичную прокуратуру проверить сведения движения «Москонтроль» о том, что коррупция представителей власти, связанная с госзаказами, нанесла городскому бюджету ущерб на 100 млн рублей.

Общественники проанализировали аукционы ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и эксплуатации спортивных зданий и сооружений» столичного департамента физической культуры и спорта, а также ГКЗУ «Производственно-техническое объединение капремонта и строительства департамента здравоохранения города Москвы» за I и II кварталы 2015 года. По результатам проверки они и сделали выводы об ущербе казне в более 100 млн рублей, пишет Первое антикоррупционное СМИ.

В сентябре Общественная палата России просила Генеральную прокуратуру проверить траты мэрии Москвы на празднование Дня города. В запросе, подготовленном заместителем председателя комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Георгием Федоровым, приводятся опубликованные РБК данные, согласно которым на подготовку Дня города в 2015 году в Москве было потрачено около 500 миллионов рублей. Тогда как в прошлом году бюджет празднования составлял 250 миллионов рублей. Федоров назвал подобный праздник "пиром во время чумы", пишут "Известия".

В августе главного критика мэрии депутата Агеева заинтересовала еще одна инициатива мэрии – замена бордюров. Он потребовал проверить контракты, которые заключило ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги» 20 июля и 4 августа с ООО «К-Холдинг» на суммы 559 млн и 389 млн рублей на поставку бордюров для обустройства центральных улиц столицы. Агеева смутило, что «у компании нет опыта поставок бордюров, более того – у нее нет собственного производства», сообщает портал «Госновости». Тогда руководитель ГБУ Москвы «Автомобильные дороги» Александр Орешкин комментировать обращение депутата отказался.

Дешевая аренда и дорогие часы

Одним из главных критиков московских властей можно считать и депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина – он также курирует столичное отделение партии. Так этой весной он попросил генпрокуратуру и даже самого мэра проверить заниженную арендную ставку для «Торговой компании ЦУМ», использующей помещения городского универмага. Депутат отмечал, что цена такой аренды снижена в несколько раз относительно рыночной. По мнению депутата, таким образом городской бюджет недополучает десятки или сотни миллионов рублей в год, писал портал Арендатор.

В свою очередь депутата Госдумы от ЛДПР Виталия Золочевского заинтересовали часы главы Москомстройинвеста Константина Тимофеева – вернее, целая коллекция часов за 6 млн руб. Соответствующие письма он написал в генпрокуратуру, Следственный комитет и МВД России. Депутат настаивает на проведении проверки на федеральном уровне, поскольку из-за высокой должности чиновника существует «возможность оказания давления на проверяющих» из столичных структур.

Возвращаясь к эсерам, стоит вспомнить депутата Госдумы Андрея Крутова, который в апреле попросил генпрокуруту проверить законность распространения единой транспортной карты «Тройка». Портал «Мосдэй» информировал: согласно закону "О национальной платежной системе", операторы электронных платежных систем обязаны зарегистрироваться в виде небанковской кредитной организации и получить соответствующую лицензию или же привлечь к работе системы действующий банк. Но, по сведениям депутата, этого сделано не было, и на данный момент эмиссия карт "Тройка" является незаконной банковской деятельностью.

Причины скандалов

Постоянное повышенное внимание к тратам московской мэрии на различные проекты говорит о том, что у мэра Москвы Собянина имеются очень серьезные недоброжелатели, способные инициировать подобные процессы, считает директор консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрий Фетисов.

- Данная деятельность оппонентов Собянина в целом эффективна. Когда в условиях тренда на экономию бюджетов регионов, заданную президентом, и мощную антикоррупционную кампанию, ведущуюся Следственным комитетом, вокруг Собянина и его команды постоянно возникают скандалы, связанные с громкими тратами на различные проекты, это не может не вызвать падения рейтинга самого градоначальника. Причем нельзя сказать, что все эти информационные атаки дают моментальный эффект. Однако оппоненты московского мэра, видимо, считают, что «вода камень точит», - заявил Фетисов.

При этом Фетисов увидел и ошибки самой команды Собянина. «На фоне уже озвученного президентом курса на экономию бюджетов регионов в рамках кризиса, осуществлять многомиллионные затраты на создание какого-нибудь логотипа или организацию какого-либо очередного концерта просто неразумно», - пояснил он. 


Добавить новый комментарий