Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований | О проекте Контакты |
Московская мэрия вновь оказалась в центре публичного скандала. Общественность и СМИ обсуждают бренд «новой Москвы», созданный компанией «Апостол» Тины Канделаки за 15 млн рублей. Логотип, а также его стоимость оказались настолько спорными, что их адекватность попросили проверить Генпрокуратуру. Надо сказать, что депутаты Госдумы жалуются на инициативы мэрии в прокуратуру с определённой периодичностью. «РК» решил собрать претензии федеральных политиков к московским властям, а эксперты – оценить подход московского правительства к финансовой политике.
Дорогой бренд
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Агеев нередко критикует московскую мэрию за те или иные траты. Самой свежей стала претензия о том, что компания «Апостол» Тины Канделаки израсходовала 15 млн бюджетных денег по заказу на создание бренда «Новой Москвы». В итоге Агеев направил обращение генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить данные траты, сообщают «Известия».
Депутат сообщил, что подозревает Канделаки в коррупционных связях с московскими властями – Тина постоянно хвалит их в своих социальных сетях даже за платную парковку, а участники московских госзакупок отмечают, что тендерная комиссия старается не допустить другие компании к тем заказам, на которые претендует «Апостол».
По сообщениям СМИ, профессиональное сообщество архитекторов и власти «новой Москвы» также дали негативные отзывы о выполненной работе. Так, глава администрации городского округа Троицк Владимир Дудочкин отметил, что он не стал бы сам голосовать за него, а также не уверен, что символ понравится жителям.
Пользователи интернета и вовсе встретили рисунок насмешками и нелестными сравнениями с фекалиями. "Что это за куски черепашек-ниндзя вокруг? Лютый трэш. Уровень ниже плинтуса. Сделано за 5 минут", - резюмировал блоггер Кирилл Воронков. Графический знак также напомнил россиянам циррозную печень и схему разделки говяжьей туши, а цветовая гамма проекта показалась пользователям подозрительно похожей на цвета логотипа Google.
В тот же день СМИ сообщили, что агентство Канделаки уличили в использовании бесплатного шаблона при разработке бренда. Как пишет издание TJournal, представленные элементы фирменного стиля полностью совпадают с бесплатным шаблоном, который можно скачать на сайте craftsmanspace.com.
Эксперты «РК» пояснили, что новый логотип, помимо эстетических недостатков, не соответствует общей стилистике брендирования Москвы.
- В том виде, в котором логотип был продемонстрирован в СМИ, он ни с чем нормально не пересекается. Это определенно недостаток, и он не столько относится к работе агентства «Апостол», сколько к тем, кто писал техническое задание. Люди, видимо, не сталкивались с такой работой, им проще закупки проводить, заниматься вопросами ремонта зданий, сооружений, дорог, - прокомментировал «РК» новый бренд политолог Юрий Загребной.
При этом Матысяк подчеркнула, что дизайн – вещь сугубо индивидуальная и глубоко творческая и на стоимости его может отражаться множество факторов.
Позже компания «Апостол» сообщила, что депутат Агеев пересмотрел отношение к бренду и убедился, что над символом новой Москвы была проделана огромная работа и даже отозвал свое обращение в прокуратуру. Сам депутат лично это пока не подтвердил.
«РК» в «Апостоле» отказались прокомментировать претензии к бренду, подчеркнув, что пока они эту тему не комментируют.
200 млн за одну букву
Этот вопрос «РК» тоже задал своим экспертам и они подтвердили, что принципов ценообразования на творческие проекты просто нет.
О том, что оценить исполнителя творческой работы непросто, заявил и директор по стратегическому развитию исследовательской группы «Конструирование будущего» Артем Желтов.
- На самом деле Москву, как заказчика, откровенно жаль, - пояснил эксперт. - В том смысле, что с обывательской точки зрения, наличие огромных средств и возможностей ими распоряжаться - это благо. Дескать, мне бы их сметы я бы развернулся. Однако так кажется ровно до тех пор, пока не доходит до дела. В реальности большие возможности регулярно компенсируются «расстрельной» ответственностью. Но это-то ладно, хуже другое: как оценить, кто хорош, а кто плох, для выполнения той или иной работы?
Закупки, бордюры, парковки и «пир во время чумы»
На адекватность трат московской мэрии в последнее время жалуются часто. В числе последних запросов – обращение депутата Госдумы Вячеслава Лысакова в Генпрокуратуру с просьбой проверить главу дептранса Максима Ликсутова на предмет превышения должностных полномочий. Поводом для обращения стали решения по целому ряду вопросов, начиная от предложения мэрии по ситуации с парковочными местами и заканчивая созданием «особых условий» для отдельных таксомоторных компаний.
Опять же депутат-эсер Агеев в сентябре попросил столичную прокуратуру проверить сведения движения «Москонтроль» о том, что коррупция представителей власти, связанная с госзаказами, нанесла городскому бюджету ущерб на 100 млн рублей.
Общественники проанализировали аукционы ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и эксплуатации спортивных зданий и сооружений» столичного департамента физической культуры и спорта, а также ГКЗУ «Производственно-техничес
В сентябре Общественная палата России просила Генеральную прокуратуру проверить траты мэрии Москвы на празднование Дня города. В запросе, подготовленном заместителем председателя комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Георгием Федоровым, приводятся опубликованные РБК данные, согласно которым на подготовку Дня города в 2015 году в Москве было потрачено около 500 миллионов рублей. Тогда как в прошлом году бюджет празднования составлял 250 миллионов рублей. Федоров назвал подобный праздник "пиром во время чумы", пишут "Известия".
В августе главного критика мэрии депутата Агеева заинтересовала еще одна инициатива мэрии – замена бордюров. Он потребовал проверить контракты, которые заключило ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги» 20 июля и 4 августа с ООО «К-Холдинг» на суммы 559 млн и 389 млн рублей на поставку бордюров для обустройства центральных улиц столицы. Агеева смутило, что «у компании нет опыта поставок бордюров, более того – у нее нет собственного производства», сообщает портал «Госновости». Тогда руководитель ГБУ Москвы «Автомобильные дороги» Александр Орешкин комментировать обращение депутата отказался.
Дешевая аренда и дорогие часы
Одним из главных критиков московских властей можно считать и депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина – он также курирует столичное отделение партии. Так этой весной он попросил генпрокуратуру и даже самого мэра проверить заниженную арендную ставку для «Торговой компании ЦУМ», использующей помещения городского универмага. Депутат отмечал, что цена такой аренды снижена в несколько раз относительно рыночной. По мнению депутата, таким образом городской бюджет недополучает десятки или сотни миллионов рублей в год, писал портал Арендатор.
В свою очередь депутата Госдумы от ЛДПР Виталия Золочевского заинтересовали часы главы Москомстройинвеста Константина Тимофеева – вернее, целая коллекция часов за 6 млн руб. Соответствующие письма он написал в генпрокуратуру, Следственный комитет и МВД России. Депутат настаивает на проведении проверки на федеральном уровне, поскольку из-за высокой должности чиновника существует «возможность оказания давления на проверяющих» из столичных структур.
Возвращаясь к эсерам, стоит вспомнить депутата Госдумы Андрея Крутова, который в апреле попросил генпрокуруту проверить законность распространения единой транспортной карты «Тройка». Портал «Мосдэй» информировал: согласно закону "О национальной платежной системе", операторы электронных платежных систем обязаны зарегистрироваться в виде небанковской кредитной организации и получить соответствующую лицензию или же привлечь к работе системы действующий банк. Но, по сведениям депутата, этого сделано не было, и на данный момент эмиссия карт "Тройка" является незаконной банковской деятельностью.
Причины скандалов
Постоянное повышенное внимание к тратам московской мэрии на различные проекты говорит о том, что у мэра Москвы Собянина имеются очень серьезные недоброжелатели, способные инициировать подобные процессы, считает директор консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрий Фетисов.
При этом Фетисов увидел и ошибки самой команды Собянина. «На фоне уже озвученного президентом курса на экономию бюджетов регионов в рамках кризиса, осуществлять многомиллионные затраты на создание какого-нибудь логотипа или организацию какого-либо очередного концерта просто неразумно», - пояснил он.