Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

23.11.2015

Долгая дорога протеста: география и перспективы акций дальнобойщиков

С 11 ноября по всей стране начались и не утихают митинги и другие протестные мероприятия дальнобойщиков – с 15 ноября для большегрузов от 12 тонн ввели плату в до 29 февраля 2016 года в размере 1,53 рубля за километр, с 1 марта 2016 года– 3,06 рубля. А с 2019 года – 3,73 рубля. По различным данным, в акциях участвуют от 17 до 24 регионов. Дальнобойщики создают пробки или же мирно стоят с плакатами на обочинах или у зданий местных и региональных администраций. О том, виден ли конец этой пробки, рассуждали эксперты «РК».

Как это началось

Итак, полторы недели назад начались первые акции. Водители большегрузов выразили недовольство высокой платы за то, что они портят федеральные дороги. Указанные выше сборы осуществляет компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), с которой Росавтодор заключил концессионное соглашение на 13 лет. РТИТС, как уже сообщалось в прессе, на 50% принадлежит сыну олигарха Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха».

Одним из самых массовых способов протеста стала «улитка». Ее суть заключается в том, что грузовики и легковые автомобили выезжают на трассу и начинают двигаться с минимальными скоростями (5–10 км/ч). Это создает пробки и практически парализует движение. В Перми, к примеру, затор вытянулся на 7,5 км. Примерно такой же длины образовалась пробка и на КАД вокруг Санкт-Петербурга.

В Челябинске затор возник на дороге «Меридиан». Толпа мужчин постоянно переходила дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, практически не давая проезжать автомобилям. Такую же тактику протеста опробовали и в Пскове. Также протестующие оставляли машины на обочине с прикрепленными к ним плакатами. Многие недовольные проводили пикеты и митинги, в том числе у зданий городских и областных администраций.

Для того чтобы соблюсти закон и платить сбор, дальнобойщику нужно начать пользоваться информационной системой «Платон». Необходимо зарегистрироваться на ее сайте, а затем оформлять либо маршрутную карту перед каждым рейсом, либо установить бортовое устройство, следящее за перемещением фуры через спутник. Штрафы за неисполнение новой нормы для юридических лиц составляют 450 тысяч рублей за первое нарушение и один миллион – за повторное. Пока штрафовать будут только в Московской области, а с 1 мая 2016 года – по всей России. При этом уже с начала пользования системой водители столкнулись с многочисленными сбоями, писали «Новые Известия».

Примеры акций

В Петрозовадске утром 19 ноября акция протеста дальнобойщиков против системы "Платон" переросла в импровизированный флешмоб - водители стали организованно переходить пешеходный переход на Лесном проспекте туда и обратно, чем создали огромную пробку. Сначала все начиналось мирно. Около сотни дальнобойщиков припарковали свои фуры вдоль Лесного проспекта, включив аварийные сигналы. Многие протестующие приехали на своих личных автомобилях. Потом кто-то из активистов предложил пойти на пешеходный переход. На место прибыли дополнительные экипажи ДПС, которые пытались организовать движение заблокированного транспорта, однако это у них не получилось. Несмотря на требования сотрудников ДПС прекратить бессмысленную на их взгляд акцию, водители продолжали ходить туда-сюда, при этом дело чуть не дошло до драки с инспектором и сопровождалось руганью с автолюбителями, писал портал Хибины. В районе въезда в Киров дальнобойщики собрались у стелы на Советском тракте, после чего колонной направились в город на минимальной скорости. На трассе образовалась пробка, сообщал Newsler. Подобные акции прошли в двух десятках регионов, наиболее масштабной стала дагестанская – там сразу рядом с несколькими населенными пунктами дальнобойщики либо встали на обочинах, либо спровоцировали пробки – на дорогах стоят от 2 до 3 тыс. грузовиков, сообщает радио «Говорит Москва».

О чем просят

Дальнобойщики сегодня просят власти вообще отменить «поборы». Уполномоченный по защите прав предпринимателей в нашей стране – Борис Титов- обратился к президенту с просьбой на один год отложить практику взимания платы и перевести систему в тестовый режим. По его мнению, новый сбор может привести к росту инфляции на 3%, так как приведет к подорожанию товаров, перевозимых большегрузами, передает «Эхо Москвы». Аналогичное предложение в своем законопроекте озвучивают и депутаты Госдумы от ЛДПР, пишет портал Retail and Loyalti.

Комитет Госдумы по транспорту предложил еще один законопроект – снизить штрафы за неуплату. Если сейчас предпринимателям придется платить 40 тыс. рублей, а юридическим лицам – 450 тыс. рублей, то в думе предлагают «облегченный» вариант штрафа: 10 тыс. рублей и для индивидуальных предпринимателей, и для компаний. Предложили и не фиксировать повторные нарушения, сделанные в один и тот же день, а плату за проезд по федеральным трассам взимать по факту завершения маршрута, а не авансово, с предоплатой, как сейчас, пишет портал Провэд.

Чем отвечают

При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложил не драматизировать ситуацию, заявив, что в Кремле знают о проблеме, но вмешиваться не будут, так как вопрос лежит в плоскости полномочий правительства.

А правительство и подконтрольные ему структуры действуют пока разными методами. К примеру, Росавтодор, заключивший контракт на систему «Платон», после происшествий во время несанкционированных акций протеста дальнобойщиков агентство обратилось с открытым письмом к грузоперевозчикам «с просьбой не поддаваться на призывы провокаторов и лоббистов». По факту случившегося Росавтодор подготовил официальный запрос в МВД, где попросил проверить организаторов акций, которые проводят несогласованные митинги вблизи федеральных дорог, подвергая опасности жизни участников забастовок и автомобилистов (из-за несчастного случая, после столкновения одной фуры с другой погиб сбитый на дороге дальнобойщик), информирует порта Новый Кузбасс.

Роскомнадзор заблокировал сайт, который анонсировал акции протеста, пишет Znak.com, а Минпромторг не увидел ничего страшного, так как просто не увидел указанных в журналистких материалах 10% недопоставок продукции из-за протестов, сообщает Волгоград.ру.

Зато минтранс подготовил с депутатами Госдумы новый законопроект. В министерстве утверждают, что водители грузовиков массой свыше 12 т будут временно освобождены от штрафов за отказ вносить плату за проезд по дорогам федерального значения до вступления в силу поправок в кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Также предлагается снизить штрафы, сообщает Форбс.

Есть ли опасность и с тех ли берут?

Представитель АПЭК в Свердловской области Руслан Мухаметов в комментарии «РК» назвал данные акции первыми за последние годы проявлениями протеста с экономическими требованиями. Но называть их опасными для власти он не берется.

«Акции протеста – мера вынужденная, потому как экономические агенты не имеют других возможностей быть услышанными представителями власти. Основная задача этой акции – привлечь к себе, к этой проблеме внимание СМИ, общественности, властей. Необходимо отметить, что данные акции протеста проходят в рамках закона. С моей точки зрения, на данный момент говорить о каких-то негативных последствий для властей не приходится, т.к. масштаб протестных акций не значительный», - сказал эксперт.

Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков предложил оценить вину строителей в возведении плохих дорог, а не водителей большегрузных автомобилей, которые их якобы портят.

«Сама идея сбора средств с большегрузников появилась несколько лет назад по инициативе Минтранса - с мотивацией, что фуры портят дорожное полотно, и это справедливо. Те, кто ездил по федеральным трассам в летний период, знают о колее в правом ряду, которая по мере повышения температуры только увеличивается. Но правда и другое: на той же МКАД и в самом левом ряду, предназначенному для легковушек, тоже наличествует колея. Справедливо и то, что мало кто припомнит, чтобы на немецких автобанах были бы хоть малейшие намеки на колеи от крупнотоннажных фур. А там их более чем достаточно. Так может быть, решать проблему порчи федеральных трасс надо не с конца, то бишь с тех, кто по ним ездит, а с начала, с тех, кто их строит - с явными нарушениями технологии и стандартов?», - сказал эксперт.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru