Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

10.08.2016

Дайте рубль на выборы: почему «Яблоко» и «Партия Роста» просят избирателя о финансовой помощи

Партия «Яблоко» объявила сбор средств на избирательную кампанию в Госдуму. На сайте партии сообщается, что «Яблоко» рассчитывает на финансовую помощь как граждан, так и юридических лиц. Ранее в «Партии Роста» заявили, что откроют счет для пожертвований россиян на избирательную кампанию. В данном случае средства планировалось собирать  в виртуальной валюте – биткоинах. По мнению экспертов, большую сумму такими способами партии собрать не смогут. Кроме того,  если пожертвования будут поступать скудно, это может стать темой для контрпропаганды со стороны политических оппонентов. Подробности – в обзоре «РК».

«Яблоко» ждет материальной помощи от граждан

Партия «Яблоко» запустила сбор средств на избирательную кампании в Госдуму. На главной странице официального сайта партии теперь есть специальный значок: «сделать пожертвование». Перечислить деньги можно не только через отделение банка, но и через банковские онлайн-сервисы. Пользователям предлагаются подробные инструкции по переводу материальной помощи партии. 

«Вы можете помочь «Яблоку» победить на выборах — пожертвовать деньги на нашу избирательную кампанию. Чем больше денег мы получим, тем больше избирателей убедим голосовать за кандидатов от нашей партии в ходе предвыборной гонки», – говорится на сайте партии

Заместитель руководителя избирательной кампании «Яблока», член федеральной части списка Николай Рыбаков признался «Коммерсанту», что «для партии важно любое пожертвование, даже 50-100 рублей – «это поддержка для нас». «Конечно, человек может помочь и другими способами – вступать в наши группы в социальных сетях, агитировать своих друзей, коллег, соседей. Но финансовая помощь очень важна – без нее не издать листовки, не разместить плакаты на улицах города, не сделать рекламу на телевидении», – подчеркнул Рыбаков. 

По его словам,  некоторые кандидаты от «Яблока» на выборах в региональные парламенты «уже начали сбор средств, и их опыт показывает, что граждане, которые видят работу «яблочников» в своих избирательных округах, жертвуют серьезные суммы: одно пожертвование может составлять до нескольких десятков тысяч рублей».

В пресс-службе партии изданию сообщили, что сбор будет продолжаться до выборов 18 сентября, а по итогам будет опубликован отчет. 

Перспективы и риски инициативы «Яблока»

Опрошенные «РК» эксперты не верят в то, что граждане будут активно делать пожертвования на избирательную кампанию «Яблока». 

«У нас общество аполитичное, очень индивидуалистичное, - рассуждает политолог Игорь Бунин. - Людей, готовых пожертвовать деньги, особенно в условиях кризиса, я думаю, будет не очень много». 

Он подчеркнул, что рейтинг партии не очень высокий: «Это 1-2%, в Москве, может быть, дошло и до 3%. Я не исключаю, что в ближайшее время эти показатели вырастут, но не значительно». По мнению Бунина, какие-то небольшие средства в результате сбора «Яблоко» получит,  «но вряд ли на эти деньги можно будет провести кампанию». 

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев констатирует: «Люди на политику жертвовать не готовы, они предпочитают тратить деньги на своих детей и на себя». 

По словам собеседника «РК»  «ясно и очевидно, что жертвователей много не будет», а это значит, что оппоненты «Яблока» получают возможность говорить о слабой поддержке партии у населения. «Если бы все было по удобному для «Яблока» сценарию, это можно было бы сделать темой кампании. То есть, например, можно было бы заявить, что сегодня, нам пожертвовали деньги тысяча человек, завтра – 10 тысяч человек, послезавтра – 100 тысяч, а к концу кампании объявить, что миллион россиян отправили деньги в поддержку «Яблока». Таким образом можно показать  массовую широкую народную поддержку. Но ведь этого не будет. Соответственно оппоненты получают дополнительный инструмент: можно говорить, что вот, прошла неделя, а «Яблоко» так и не получала средств, или что пожертвовали всего 50-100-200-300 человек. То есть это способ доказать наличие рейтинга или отсутствие такового», – заметил Калачев. 

Профессор ГУ ВШЭ  Олег Матвейчев считает, что с имиджевой точки зрения сбор средств на избирательную кампанию - не самое правильное решение «Яблока»

«Когда встает вопрос о финансировании партии «Яблоко», сразу возникает резкая ассоциация с тем, кто финансировал ее раньше, а именно господин Ходорковский. Получается, они сами напоминают избирателям об источниках своего финансирования. Даже если кто-то забыл об этом, и помнит, что «Яблоко» – это Григорий Явлинский, программа «500 дней» (непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года – прим. редакции) и так далее, то этим сбором денег «Яблоко» напоминает. Соответственно, люди думают, что вот, поддержки Ходорковского нет, и они решили за счет граждан что-то собрать. Конечно, никаких серьезных средств им не поступит», – сказал Матвейчев в разговоре с корреспондентом «РК».

Почему малые партии просят деньги

Между тем «Яблоко» не единственная партия, которая в преддверии выборов обратилась за финансовой поддержкой к россиянам. В начале июля лидер «Партии роста» Борис Титов объявил, что партия откроет счет для сбора пожертвований на избирательную кампанию. Правда, принимать материальную помощь от граждан партия собиралась не в рублях, а в виртуальной валюте – биткоинах. 

«Мы хотим активно развивать краудфандинг, и не только в традиционном смысле... Мы открываем счет нашей партии в биткоинах, люди могут переводить нам на счет деньги, тысячи людей. Но, конечно, мы будем это верифицировать, чтобы это были граждане РФ, полностью выполнять законодательные требования к политическим партиям», – цитировал ТАСС выступление Титова на предвыборном съезде партии. 

По словам Титова, в «Партии роста» финансирование идет не сверху вниз, а снизу вверх, «что является принципиальным различием со всеми другими партиями в РФ». «Мы должны искать новые источники финансирования, и это должно быть не финансирование несколькими крупными компаниями, а тысяч, а может быть и миллионов людей», –  говорил он. 

Как отмечает «Коммерсант», у партии «Яблоко», которая в 2011 году не прошла в Госдуму, но преодолела трехпроцентный барьер, госфинансирование в 2015 году составило 99% партийного бюджета. Финансовый уполномоченный «Яблока» Сергей Иваненко объяснял это тем, что «непросто собирать деньги, особенно в условиях кризиса».

Игорь Бунин считает, что проблемы с финансированием малых партий действительно могут быть связаны с общей кризисной ситуацией, однако есть и другие причины. «Партий сейчас очень много, люди в этих партиях путаются, не знают, за кого голосовать, не знают, что собой представляет та или иная партия. Поэтому народ не видит смысла давать деньги на партии», – полагает Бунин.

По мнению Олега Матвейчева, «малые партии не создали хороший устойчивый бренд, не показали, что они имеют какой-то вес у избирателей», и поэтому они не интересны спонсорам. Матвейчев напомнил, что раньше спонсоры  вкладывались в партию или конкретных кандидатов, чтобы те лоббировали их интересы. Однако сейчас механизмы такого лоббирования практически отсутствуют. «Они пресечены законами, которые издавала действующая Госдума. Тот порядок, который наведен в Госдуме комиссией по этике, по регламенту, способствует тому, чтобы  депутаты занимались непосредственно своей законотворческой деятельностью, а не лоббировали интересы каких-то экономических субъектов. Поэтому многие субъекты утратили интерес к финансированию партий, поскольку понимают, что никакой отдачи не будет, что помощь партиям – это чистая благотворительность», – заключил эксперт. 


Добавить новый комментарий