Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

10.02.2016

Бюджет кандидата: вырастет или ужмется?

Замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Алексей Диденко предложил увеличить разрешенную величину избирательного фонда кандидатов-одномандатников, которые будут претендовать на место в федеральном парламенте. Со 15 до 100 млн руб. в зависимости от регионов. Депутат предлагает сделать это с учетом географии и национальных особенностей различных субъектов. Эксперты, опрошенные «РК», оценили данное предложение, но не смогли единодушно выступить в его пользу.

Суть инициативы

Итак, если сейчас предельный размер избирательного фонда на выборах в одномандатном округе в Госдуму — 15 млн руб., и кандидата можно снять, если его финансовые нарушения составляют более 5% от размера фонда, то молодой либерал-демократ предложил поправки в законодательство о выборах, согласно которым разрешенный избирательный фонд.

«Если на территории субъекта только один округ, то размер фонда предлагается оставить 15 млн руб., если два — 20 млн, если три округа — 25 млн, при четырех и пяти округах — 35 млн и 55 млн руб. Если же в субъекте шесть и более одномандатных округов, фонд предлагается увеличить до 100 млн руб.», - пишет «Коммерсант».

«Регионы, где много округов, как правило, большие, там большие интересы финансово-промышленных групп, и там есть возможность давления на кандидатов», - добавил сам депутат.

Кто-то из коллег Диденко поддержал. Даже оппозиционный Дмитрий Гудков. По его мнению, если не увеличить фонды, то некоторые партийные «кандидаты будут вести двойную или тройную бухгалтерию — через свои фонды через партии и вчерную».

С другой стороны, возможностью «подкупа избирателей или отмывания денег» назвал большие фонды депутат Госдумы секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.

«Даже если не буду ни есть, ни пить, ни платить партмаксимум, то у меня нет 15 млн на округ»,— заявил он.

Права ли ЛДПР?

Представитель АПЭК во Владимирской области Кирилл Николенко считает, что стоимость избирательной кампании действительно может выйти за рамки 15 млн руб., и это не только в крупных городах. Однако увеличение фонда никому не поможет.

«Не думаю, что операция а-ля "Чистые руки" будет успешной. Всё равно то, что принято прогонять по неофициальным схемам (оплата работы пиарщиков, консультантов, агитаторов, чёрного пиара, предвыборных концертов и т.п.), останется в том же привычном формате. На мой взгляд, требуется принципиально иной подход. Создать для кандидатов условия, чтобы они получали больше эфира в рамках совместных агитационных мероприятиях (дебатах), и принудить их законодательным путём к участию в этих передачах. Я полагаю, что заклеивание городов и сёл листовками, раскидывание миллионных тиражей газет, буклетов, календарей, размещение билбордов и растяжек должно уступать место диалогу», - говорит эксперт.

С коллегой по политологическому цеху согласна и руководитель Группы исследовательских компаний «НИИ Социологии», кандидат политических наук Мария Филь. «Бедные» кандидаты не смогут воспользоваться данным преимуществом по объективным причинам, а «богатые» всегда найдут возможность пустить деньги в ход, и неважно, с законом или без.

«Стоит также отметить, что большие затраты на избирательную кампанию далеко не всегда гарантируют положительный результат, то есть победу на выборах. Единственные, кто реально выиграет от возможного нововведения - это компании, обслуживающие выборы (в первую очередь, агентства, занимающиеся политическим консалтингом, рекламой и PR, а также различные СМИ, информагентства, типографии и т.п.). У этих структур появится возможность заключать с кандидатами официальные договора на более крупные суммы и получить гарантии оплаты своих услуг (то есть, относительную уверенность в том, что их не кинут)», - утверждает она.

Что почем?

Осенью и зимой прошлого года политтехнологи уже прогнозировали потенциальные расходы и давали конкретные расценки на избирательные кампании в одномандатных округах. «РК» уже писал о том, как на круглом столе, организованном комитетом по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью, неожиданно прозвучала экстремальная цифра – до 10 млн долларов.

В среднем же, как заявил гендиректор красноярского агентства "Вертикаль" Сергей Толмачев, она будет стоить от 100 до 150 млн руб.

«Браться за меньший бюджет считаю большим риском, если только в регионах, где все решено, но и там турбулентность нарастает», - добавил он.

По оценке эксперта, трудная кампания будет у «Единой России», поскольку именно на нее «повесят» все проблемы, КПРФ традиционно соберет протестный электорат, ЛДПР приватизирует внешнеполитическую повестку, а «Справедливая Россия» традиционно возьмет свое за счет бывших сторонников власти, не готовых к явному протесту.

Обозреватель «Росбалта» Иван Преображенский отмечал, что среди политтехнологов обсуждаются расценки от 750 тыс. до 1,5 млн долларов.

«Ключевые партии, как парламентские, так и непарламентские, со своими консультантами уже определились, да и бюджеты у "партийных" выборов не такие уж и большие. Куда большие деньги крутятся на выборах в одномандатных округах. Именно там часто баллотируются бизнесмены, стремящиеся при помощи думского мандата обезопасить свой бизнес от конкурентов и силовиков. Тем же путем идут во власть оппоненты действующих местных начальников, у которых на уровне своего региона достаточно высока поддержка населения, но нет административных рычагов для борьбы. А также другие претенденты, у кого есть опора на "денежные мешки" спонсоров», - утверждал он.

Придется сэкономить

В то же время в докладе директора АНО «НИЦ «Особое мнение» Екатерины Курбангалеевой, посвященном специфике предстоящих выборов депутатов Госдуму в одномандатных округах, отмечается, чтос учетом снижения политической конкуренции, снижения уровня платежеспособности потенциальных кандидатов или их «спонсоров», несвоевременности и некорректности привязки к доллару и валютному курсу, с учетом фактора «партийной синергии» средняя стоимость региональной одномандатной кампании составит приблизительно в 56,2 млн руб., пишет REGNUM.

Данную точку зрения подтверждают и сегодняшние оценки политологов, которые утверждают, что политикам придется затянуть пояса. И если раньше средняя стоимость кампании рассчитывалась примерно из 2-3 миллионов долларов, то сейчас она начинает ужиматься где-то до ста миллионов рублей, то есть до 1,3 миллиона долларов, говорят эксперты. При этом политтехнологи уже жалуются на нехватку бюджета. Кроме того исследователи утверждают, что проблемы возникнут у непарламентских партий, не имеющих госфинансирования и устоявшихся связей со спонсорами, передает МИА «Россия Сегодня».






Добавить новый комментарий