Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Карта событий

18.11.2016

Битва за полномочия: отнять или вернуть?

В ряде регионов России полномочия по выдаче разрешений на строительство передаются от муниципалитетов региональным властям.  Региональные чиновники объясняют это обеспечением экономической безопасности, борьбой с коррупцией и централизацией функций. Их противники в муниципалитетах опасаются, что решения будут приниматься без учета их мнения. Как на данный момент обстоят дела в регионах в этом вопросе, расскажет «РК».

В сердце Урала

«РК» уже неоднократно писал о долгой борьбе администраций Екатеринбурга и Свердловской области. Последняя решила забрать у первой те самые полномочия, на что первая отреагировала очень болезненно. Уже много воды утекло, и конфликт угас перед выборами, когда серого кардинала городской администрации Тунгусова в знак перемирия перевели в администрацию губернатора. Тем не менее, к 2018 году администрацию Екатеринбурга готовятся покинуть шесть руководителей. «Изъятие у городской администрации полномочий в сфере градостроительства – целенаправленная политика областных властей. Передача полномочий с муниципального уровня на региональный началась не сегодня. Областные власти уже забрали себе полномочия по управлению неразграниченными землями на территории Екатеринбурга, в сфере рекламы и организации публичных мероприятий. Представители городской власти отрицательно относятся к данной политике, что, естественно, обостряет отношения между уровнями власти и приводит к росту политической неустойчивости. Основные цели такой политики – подрыв финансовой основы городской команды и переориентация городского бизнес-сообщества (строителей и девелопмент) на областную власть» отмечает, что общий настрой «оставить хозяйство при первой возможности» у части городских чиновников усугубляется не только уходом Тунгусова в область. Замороженный то ли по инициативе губернатора, то ли главой его администрации процесс возврата градостроительных полномочий на уровень муниципалитета демотивирует пришедших в мэрию из бизнеса.

«Специально с замглавы администрации по вопросам капитального строительства и землепользования Алексеем Белышевым сидели и изучали «нормативку» готовящегося бюджета — нет даже полунамека на то, что градостроительные полномочия нам возвратят. Не удивлюсь, если Белышев уже думает вернуться назад в бизнес (он возглавлял компании строительной отрасли)», — объясняет настроение коллег анонимный чиновник.

Другая часть команды несколько разочарована отсутствием полномасштабного захвата кресел в областной власти. «Сколько было слов, как мы отправим всех восвояси. Все на своих местах сидят, еще прочнее даже, чем раньше. Кто перешел? Директор департамента информационной политики губернатора Александр Иванов, вице-губернатор Сергей Швиндт, и что, полномочия у них безграничные? Там попробуй влево-вправо шагнуть — и получишь, особенно на ЧМ-2018, где все расписано. Министра культуры он получит своего, хорошо, Но бывший директор ТЮЗаУчайкина уже недели три не работает — в Думу у нас ее на полную ставку взяли, да и той уже лишают, а министра пока так и не дали», - говорит другой чиновник.

И действительно, муниципальные чиновники по всей стране, в связи передачей полномочий регионам теряют нити управления и возможность, что уж греха таить, обогатиться. Естественно, это демотивирует их работать.

Представитель АПЭК в Свердловской области, доцент кафедры теории и истории политической науки УрФУ Руслан Мухаметов еще год назад пояснял «РК», что целью реформы является подрыв финансовой основы команды мэра Ройзмана.

«Изъятие у городской администрации полномочий в сфере градостроительства – целенаправленная политика областных властей. Передача полномочий с муниципального уровня на региональный началась не сегодня. Областные власти уже забрали себе полномочия по управлению неразграниченными землями на территории Екатеринбурга, в сфере рекламы и организации публичных мероприятий. Представители городской власти отрицательно относятся к данной политике, что, естественно, обостряет отношения между уровнями власти и приводит к росту политической неустойчивости. Основные цели такой политики – подрыв финансовой основы городской команды и переориентация городского бизнес-сообщества (строителей и девелопмент) на областную власть», - отмечал он.

Новый Кенигсберг

Между тем новый молодой и энергичный врио губернатора Калининградской области этой осенью также заявил, что помимо прочих реформ, будет проведена передача полномочий от муниципалитетов области, и именно регион будет выдавать разрешения на строительство. В октябре часть глав местных администарций даже поспешили официально согласиться  с необходимостью поделиться властью.

Главы Янтарного и Гурьевского городских округов - Алексей Заливатский и Сергей Подольский высказались следующим образом.

«Выдача разрешений на строительство будет происходить централизовано. Считаю, что это правильное решение, так как должна быть единая политика в сфере градостроения», - цитирует Сергея Подольского сайт регионального правительства.

«С муниципалитетов снимаются обязанности на выдачу разрешения строительства в части градостроительной деятельности. Я думаю, что на жителях региона это никак не отразится. Планируется, что вся деятельность будет проводиться через многофункциональные центры. Любой житель области может подать заявление в МФЦ и получить разрешение на строительство в установленный срок», - приводит слова Заливатского РБК.

И уже 7 ноября стало официально известно содержание законопроекта губернатора. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2017 года. Согласно документу, между уровнями власти будут перераспределены следующие полномочия: подготовка и утверждение документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования, градостроительных планов земельных участков; утверждение документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию; принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и так далее.Принятие закона потребует выделения дополнительных расходов в областном бюджете. Предполагается, что затраты на создание и содержание 30 рабочих мест (20 должностей государственной службы, 10 технических должностей) обойдутся в 28 млн руб.

Еще 28 млн руб. правительство намерено направить на разработку отсутствующих документов территориального планирования (2 городских округа) и градостроительного зонирования (6 городских округов). Сюда же включены расходы на нормативы градостроительного проектирования (23 муниципалитета). Подробные расчеты будут представлены в рамках соответствующей программы, пишет портал РуГрад.

Лидер калининградской общественной организации «Справедливость» Константин Дорошок считает это символом процесса по постепенному отъему полномочий у муниципалитетов.

«Во-первых, правительство забирает полномочия по застройке. Понятно, что город уже лишают самостоятельности  в этом вопросе. Я не говорю сейчас о нашем городе, но вообще такая сфера деятельности, как строительство может иметь большую коррупционную подоплеку. Взять и сказать с уверенностью, что завтра этим не будет заниматься правительство, тоже нельзя. Грубо говоря, сегодня правительство постепенно забирает полномочия – у облдумы уже забрали значительную часть полномочий, теперь забирают у города. По сути, мы возвращаемся в те далекие времена, которые, казалось бы, давно забыты, когда «красный дом» (здание на улице Дмитрия Донского в Калининграде, которое занимает правительство Калининградской области) решал все вопросы, и необходимость в депутатах и независимых управленцах отпадала. Вертикаль выстраивается совершенно четко», - пояснил он.

Доцент кафедры политологии и социологии Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор политических наук Владимир Абрамов тем временем предостерег региональные власти от того, чтобы разрешительные процедуры стали дороже и сложнее для бизнеса.

«Особого публичного сопротивления глав муниципалитетов в связи этой инициативой не будет, потому что  пространства и сил для него уже не осталось в нынешней политической системе. Главная проблема вдругом: чтобы в результате процесс получения оных разрешений не стал дольше и сложнее для людей. Потому что, как говорится, можно так процесс организовать, что вообще ничего не будет строиться. У нас и так по сравнению с развитыми странами, а уж тем более с тем же Китаем, получение разрешения на строительство – процесс очень небыстрый. Если удастся хотя бы его не удлинить, то с точки зрения того же населения большой разницы нет, кто будет выдавать эти самые разрешения.  С точки зрения бизнеса, если это будет проводиться по правилам, то и пусть проводится», - сказал он.

В других регионах

Где-то, как и в Свердловске, на разных стадиях обсуждается возврат полномочий обратно муниципалитетам. Вот, например, в конце прошлого месяца Самарская облдума обсудила законопроект, предполагающий возвращение муниципалитетам полномочий для распоряжения землей, государственная собственность на которую не разграничена, градостроительных полномочий, а также полномочий по выдаче разрешений на строительство и ввода объектов в эксплуатацию. В настоящее время на территории Самарской области этим занимается региональное Министерство строительства. У всех заинтересованных в этом законе сторон, по словам заместителя Администрации губернатора Владимира Моргунова, который выступал с докладом, не возникло возражений по поводу передачи на уровень местного самоуправления полномочий по распоряжению землей и градостроительных полномочий, однако по вопросу выдачи разрешений на строительство  мнения разделились.  Выдача разрешений на строительство осуществляется по двум направлениям: по объектам, в отношении которых проводится государственная экспертиза, а также по тем объектам, которым государственная экспертиза не нужна. Региональное Министерство строительства предлагает оставить за собой полномочия в выдаче разрешений на строительство тех объектов, которым необходима государственная экспертиза, т.е. оставить за собой контроль за наиболее важными и масштабными проектами. Также Минтсрой не хочет передавать муниципалитетам и полномочия о разрешении сдачи объектов в эксплуатацию. Решать вопрос о перераспределении этих полномочий должна будет совместная рабочая группа, созданная при Комитете по местному самоуправлению и Комитете по строительству Самарской губернской думы, отмечает портал СитиТрафик.ру.

Да и в Нижнем Новгороде хотят вернуть власть обратно. Депутаты городской думы выступили за возвращение административному центру области градостроительных полномочий, как это было до 2015 года. Этот вопрос обсуждался 15 ноября на заседании постоянной комиссии по развитию города, строительству и архитектуре, сообщает пресс-служба Гордумы. Депутаты негативно оценивают работу регионального правительства в этом направлении. В частности, в 2015-2016 годах правительство заключило только 4 договора с инвесторами, хотя при передаче полномочий администрация направляла материалы для проведения 21 аукциона по развитию застроенных территорий. После передачи градостроительных полномочий области бюджет Нижнего Новгорода недополучил около 2 млрд. рублей, считают депутаты. Кроме того, с 2015 года уничтожен механизм финансирования расселения жителей аварийных домов, серьезно снизились темпы строительства новых жилых домов. Поправки в закон предлагается внести с 1 января 2017 года, пишет «Комсомольская правда».

Любопытная ситуация и в Московской области. Там сейчас активно идет фаза превращения районов в городские округа, что означает ликвидацию администраций городских и сельских поселений в составе районов. Многие высказывали опасения, что чиновники единых окружных администраций просто не справятся с объемом навалившихся на них полномочий. Тем не менее, депутаты Мособлдумы буквально вчера приняли в трех чтениях закон о продлении полномочий органов местного самоуправления по распоряжению землей до 31 декабря 2017 года.

«Законопроект наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере земельных отношений сроком еще на один год», - цитирует Интерфакс председателя комитета по имущественным отношениям и землепользованию Мособлдумы Владимира Шапкина.

Он уточнил, что 1 декабря 2016 года истекает срок действия предыдущего закона Московской области по данному вопросу, и в новом законе предусмотрено продление полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений до 31 декабря 2017 года.


Добавить новый комментарий