Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований | О проекте Контакты |
Забастовка всегда являлась не просто конфликтом интересов работника и работодателя, а острым социально-политическим конфликтом, в результате которого можно ожидать серьезные политические перемены. Так, с конца XIX – начала XX века забастовка намеренно использовалась как инструмент политической борьбы, а любые острые социально-экономические противоречия ложились в основу требований и лозунгов политических игроков. Известно, что революционеры в 1917г. и ранее использовали реальные проблемы рабочих в собственных политических интересах. Забастовка продолжает играть важную роль как инструмент мобилизации наиболее активной части населения, находящейся на пике своих физических возможностей - в трудоспособном возрасте и совершенно резонно рассчитывающих на справедливую оплату своего труда.
При этом опасность забастовки в том, что она опирается на реальные конфликты, и забастовку невозможно прекратить, не дав ответ на основной вопрос забастовки, в данном случае – выплаты долгов по заработной плате. Не будучи юристом, и не имея деталей информации по процедуре банкротства, не стоит давать оценку, кто в итоге является ответчиком и, что важнее, кто является ответственным за данную ситуацию. Ясно одно: доведенные до отчаяния люди, это всегда ответственность власти. Именно представителям муниципальных, региональных, а возможно и федеральных властей придется брать на себя решение проблем бастующих шахтеров.
Таким образом, власти всегда будут выступать косвенными «виновниками», ответственными за эффективное разрешение конфликтных ситуаций у себя на территории. Известные события 1962 г. в Новочеркасске («новочеркасский расстрел») приняли свою острую форму именно по вине пускового триггера – действия властей, которые не смогли взять на себя урегулирование ситуации. Руководству таких территорий, как Ростовская область и Забайкальский край, хорошо известно, что любое негативное развитие шахтерских забастовок станет их виной, поэтому следует приложить достаточно усилий, чтобы выйти на решение проблем бастующих. Как это сделать?
Следует учесть, что забастовка обладает рядом психологических признаков и механизмов протекания, а именно: 1) организованность - бастующие всегда действуют организованно; 2) управляемость - в структуре бастующих есть система внутреннего самоуправления; 3) объединение мотивов участников и конкретность их требований; 4) специализация в профессиональных группах; 5) эскалация методов забастовки; 6) рост числа бастующих; 7) сопутствующие массовидные явления – толпы, митинги и т.д.
Не рекомендуется использовать по отношению к бастующим манипулятивные приемы подавления забастовок. Они легко «считываются», пресекаются и ведут к эскалации конфликта. Власти нужно подумать, как преобразовать забастовку в коллектив соратников. Такие механизмы есть, и в первую очередь они требуют: 1) Дать знания о ситуации: признать проблему и составить с бастующими единое понимание происходящего. 2) Сформировать отношение к ситуации как к сложной, проблемной, но не конфликтной. 3) Предложить пути выхода из ситуации.
Для осуществления данных этапов нужны специально подготовленные лидеры общественного мнения, специалисты, способные вести переговоры с коллективами, группами людей. Основной используемый психологический механизм – убеждение. Только с помощью убеждения и подготовленных лидеров, возможно создать из бастующего коллектива коллектив соратников, стремящихся к достижению общих целей.