Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Генеральный директор Центра стратегического проектирования

Власть и капитал на выборах-2016: влияние и лобби 05.08.2016

Власть и капитал на выборах-2016: влияние и лобби

На выборах в этом году возвращаются одномандатные округа, провозглашен принцип - конкурентность, открытость, легитимность. Серьезные изменения коснулись взаимоотношений крупных экономических игроков с властью, участия в политической системе.

Крупные игроки - федеральные промышленные группы  (ФПГ) значительно дистанцировались от участия в предвыборной кампании. Раньше финансово-промышленные группы целенаправленно пытались формировать лобби, чтобы потом защищать его интересы в Государственной думе. Конечно, крупные финансово-промышленные группы заинтересованы, чтобы их интересы учитывались в действующем законодательстве, чтобы были понятные правила во взаимоотношениях с государством.

Сейчас на первое место выходит партийное выдвижение, это играет большую роль и значение. Первый фильтр, который встал на пути финансово-промышленных групп - это праймериз. Понятно, что представители ФГП чаще пытались решать свое представительство через партию власти.

Конечно, финансовые ресурсы можно конвертировать в успех, но, в первую очередь, нужен яркий представитель на уровне региона, также он должен быть как-то интегрирован в систему взаимоотношений в регионе, а также с партией и так далее. Поэтому просто посадить менеджера кандидатом сейчас стало затруднительно. Произошли значительные изменения по спонсорству и участию, нельзя сказать, что финансово-промышленные группы совсем не участвуют в формировании избирательных фондов, но сейчас это происходит по другим правилам, чем это было раньше. Сейчас это не просто прямой менеджмент, а это более цивилизованная и правильная форма, когда предприятие вносит тех или иных кандидатов от партий.

Сегодня основные интересы экономических субъектов находятся не в Государственной думе, то есть понятно, что для нефтяников и металлургов представительство в верхней законодательной власти имеет большое значение, но зачастую более конкретные и прямые интересы находятся на уровне муниципалитетов регионов, где присутствуют предприятия.

В списках кандидатов в Государственную думу меньше людей, ассоциированных, так или иначе, с экономическими субъектами, чем в списках на выборах в регионах: в Свердловской области, в ХМАО, в Красноярском крае и так далее. Если в резюме кандидата указано, что он работал на том или ином предприятии, зачастую не означает, что он является представителем финансово-промышленной группы. Например, господин  Сергей Железняк долго трудился в сфере наружной рекламы, но это же не означает, что он в Государственной думе представляет интересы рекламщиков. Руководитель правительства Красноярского края Виктор Томенко – бывший топ-менеджер компании «Норильский Никель», прекрасно понимающий и знающий как все устроено и должно работать. Если он будет на своем посту лоббировать интересы компании, то это приведет к прямому конфликту интересов. То, что он долгое время работает в правительстве, говорит о том, что он справляется успешно со своей работой.

Если говорить о представительной власти, то там точно такие же предохранители, прежде всего, на уровне фракционной работы, партийной работы для того, чтобы прямое лоббирование или заключение каких-то сговоров было невозможно. Например, в прошлой Государственной думе крупным ритейлерам не удалось пролоббировать те поправки, в которых они были заинтересованы для своего бизнеса.

Конечно, представители от крупного бизнеса идут в Государственную думу, но гораздо меньше и более точечно. Есть, например, кандидат Павел Завальный связанный с «Газпромом» в ХМАО, но он работает уже не первый созыв, давно интегрирован в систему партийных и депутатских отношений, которая является для него превалирующей в этой ситуации.

Вся думская четверка в Красноярском крае – это люди, которые никак не связаны с действующими финансово-промышленными группами. Интереснее смотреть на оппозицию - в их списках можно без труда найти «денежные мешки». «Единая Россия» свои обязательства перед финансово-промышленными группами смогла переработать. Если говорить о других оппозиционных партиях, то в их списках можно найти кандидатов-спонсоров, лидерами в этом отношении являются КПРФ и «Справедливая Россия».

У КПРФ известная ситуация с Вахой Агаевым, он очень богатый человек. Эсеры сделали очень странные замены, когда, например, в Челябинской области появляются кандидаты с Кавказа и так далее, можно подозревать, что за этим стоят спонсорские отношения.

В Красноярском крае на втором месте за известным экономистом Михаилом Делягиным идет совершенно безызвестный риэлтор, он в минимальной степени связан с территорией, мало известен в отрасли. Можно предполагать, что речь идет о спонсорских отношениях. Если мы посмотрим на списки кандидатов в Государственную думу от "Единой России" в целом, то там есть представители крупных компаний монополистов, нефтяников, металлургов, газовиков и так далее, но это люди уже интегрированные в политическую систему, то есть у них есть обязательства, которые для них являются доминирующими. Если говорить о других партиях, то там есть, конечно, частные капиталы, которые хотят интегрироваться как-то в политическую систему, чтобы защитить или представлять свои интересы.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru