Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Управляющий партнер «Коммуникационной группы 2С», кандидат экономических наук

Сельская инфраструктура и Фонд ЖКХ 01.12.2016

Сельская инфраструктура и Фонд ЖКХ

Ситуация с водоснабжением и вообще с инфраструктурой в сельских районах ужасающая. Скорее всего, с этой проблемой нельзя будет справиться какими-то прямыми, быстрыми решениями без привлечения внебюджетных средств. Либо это должны быть существенные целевые суммы, например, из Фонда содействия реформированию ЖКХ. 
 
С помощью денег этого Фонда можно было отремонтировать достаточно большое количество домов в нашей стране. Сейчас у нас появилась новая сеть фондов – фонды, связанные с капитальным ремонтом домов. Эта работа растянута практически на полвека, многие дома оказались в очереди соответственно в 30-х, 40-х годах, когда некоторые жильцы, может быть, не доживут до капитального ремонта. Все это, по сути, касается только многоквартирных домов и не затрагивает частный сектор. 
 
А большинство населения в сельской местности проживает именно в частных домах. Все, что связано с частным сектором – будь то вода, газ или электричество – практически все отдается на откуп владельцу дома.
 
Если государство хочет решить эту проблему системно, то без привлечения частного домовладельца это практически невозможно. И понятно, что речь идет не об одной области,  ситуация тяжелая практически везде. 
 
Возможно, государство сможет доводить трубы непосредственно до села, а дальше необходим будет ремонт сети внутри деревни, и скорее всего, это силами самих жильцов. При этом надо учитывать, что деревня – это всегда некое протяженное пространство, в отличие от многоквартирного дома, когда на одну единицу площади живут десятки или даже сотни людей. Здесь протяженность заставит вкладываться большими деньгами. А денег у жителей сельской местности обычно на это не хватает. Поэтому ситуация будет стопориться и окажется крайне проблемной. 
 
Появляются различные варианты решения, обычно мы их слышим из Белоруссии, либо из наших крупных сельскохозяйственных регионов, в том числе из Воронежской области, из Краснодарского края. Там предлагаются альтернативные способы расселения жителей, в Белоруссии это агрогородок. 
 
И здесь, наверное, стоит начинать не столько с воды, а в принципе решать проблему с комплексной инфраструктурой, и возможно, заниматься темой создания крупных сельских поселений. У нас в большинстве деревень, особенно если брать центральные, северные регионы, население до 10 жителей. Решать проблему такого рода деревень часто оказывается экономически неэффективно. 
 
Самый пресловутый пример – это сокращение школ. Они сокращаются в тех деревнях, где это является экономически невыгодным. То же самое с водой. Я предполагаю, что, например,  в Воронежской области гораздо больше населенных пунктов, где живет по 500, по 1000 человек, и там этот вопрос более-менее актуален.
 
Если брать масштабы всей страны, то, скорее всего, первичным является вопрос о выработке некоего системного подхода к тому, как должны быть устроены деревни и как в них должна быть устроена инфраструктура. И наверно, деревень меньше 500 жителей должно быть минимальное количество, иначе траты государства на обеспечение жизни там будут просто несопоставимы с тем результатом, который дает имеющееся там производство.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru