Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Статьи

Аксенова Екатерина
Генеральный директор агентства «Стратег»

Самовыражаться только анонимно: почему чиновник не должен критиковать государство 06.05.2016

Самовыражаться только анонимно: почему чиновник не должен критиковать государство

Недавно стало известно, что депутаты выступили с законодательной инициативой, которая может заставить чиновников отчитываться о содержимом своих блогов и аккаунтов в соцсетях. Сейчас это только законопроект, а не готовый нормативный документ, поэтому пока мы говорим о развитии идеи в гипотетическом залоге.

Тут я бы хотела вспомнить некоторые положения закона «О государственной службе», которые являются основополагающими в этом вопросе. В этом законе есть статья, содержание которой примерно следующее: государственный служащий не может публично оспаривать, подвергать критике решения вышестоящих руководителей, а также официальную политику Российской Федерации. Я могу быть не точна в формулировке, но суть в том, что закрепленный в законе запрет для госслужащих на публичные высказывания, которые противоречат или подвергают критике действия первых лиц государства, уже существует.

Этот законопроект, скорее, попытка добавить новый механизм для исполнения уже существующей статьи – закрепить обязательную проверку того, что происходит в личных блогах государственных служащих. Но поскольку речь идет об интернете, понятно, что ничто не помешает любому государственному служащему завести анонимный блог и писать туда любые высказывания – критикующие, порочащие, подвергающие сомнению, что угодно. Другое дело, что этот ресурс не будет маркирован его именем и должностью, отношение к нему будет соответствующим. То есть нельзя сказать, что предлагаемые нововведения как-то жестоко ограничивают людей в их свободе самовыражения. Если у кого-то есть цель самовыразиться, он делает это анонимно, без всяких ограничений.

Это логичная норма. В каком-то смысле она похожа на запрет использования формы в личных целях. Когда военный человек, офицер находится в форме и при погонах, у него тоже есть ряд ограничений на то, что он может и не может делать, потому что форма обязывает. Точно также звание государственного служащего: когда ты выступаешь под своим именем и должностью государственного служащего – это тоже обязывает, это тоже, скажем так, «погоны».

Поэтому сама идея ясная и понятная, другое дело, что не совсем ясны механизмы исполнения. Мониторинг и оценка по существу – что является нарушением, а что нет – это, скажем так, территория неясная. Здесь остается некоторая недосказанность, что, конечно плохо. Что мы можем считать критикой? Что является порочащими высказываниями? Открывается невероятный простор для разного рода двояких толкований, которые, наверняка, принесут кому-то много неприятностей. Кадровые службы занимаются понятными вещами – оформлением документов и ведением кадрового делопроизводства. Как кадровая служба может оценить высказывания по существу, мне не ясно.

Добавить новый комментарий