Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Генеральный директор Совета по национальной стратегии

Региональная политика: конкуренция и дисбалансы-2015, конфликты и интриги-2016 29.12.2015

Региональная политика: конкуренция и дисбалансы-2015, конфликты и интриги-2016

Истекающий год был настолько насыщен политикой, что у многих людей, даже весьма далеких от нее, любые попытки завести на эту тему разговор вызывали неприятие. Похоже, что телеканалы явно перекормили аудиторию. Понятно, что доминантой политических телепередач были международные аспекты: Украина, Сирия, Америка, Запад. Жаль, что такой важнейший аспект внутренней политики, как ее региональная составляющая, остался вне зоны внимания телеканалов. Между тем прошедший год для региональной политики был отнюдь не проходным, а тренды проявившиеся весьма отчетливо, могут потребовать более внимательного отношения к себе.

Прошедшие региональные выборы подтвердили доминирование партии власти. Это касается и губернаторских выборов, и избрания депутатов региональных парламентов. В свой актив "Единая Россия" записала 20 губернаторов, которые выдвигались от этой партии, и тех, кого поддерживала. Впрочем, как справедливо отмечали многие наблюдатели, заслуга в этом не столько партии, сколько Кремля, определившего главных претендентов посредством указов президента по назначению временно исполняющих обязанности губернаторов. "Единая Россия" в этом процессе довольствовалась скорее технологической функцией по обеспечению политического решения Владимира Путина.

В части выборов в региональные парламенты средневзвешенный процент, набранный партией власти, составил более 60% голосов. Более 14% у КПРФ, эсеры с 9% и ЛДПР около 8%. При этом любопытен дисбаланс голосов, набранный "Единой Россией" и оппозиционными партиями в областных центрах и на селе, что говорит о разной мотивации городского и сельского избирателя. Так, на выборах в городские парламенты Новосибирска и Нижнего Новгорода коммунисты набрали около 35%, а эсеры почти 22% голосов соответственно, тогда как на селе правящая партия побеждает, как правило, с высоким результатом. Тут сказывается не столько административный ресурс, сколько более консервативная ментальность селян. Рост приведенного дисбаланса должен тревожить власть.

Прошедшие выборы явно обозначили развитие тренда на конкурентность, который отчетливо обозначился еще в предшествующие годы. Конкуренция - не очередная придумка Кремля, как порой пытаются преподнести некоторые не слишком вдумчивые эксперты, а давний запрос общества на сменяемость власти. Власти делает честь акцент на обозначение конкуренции в формировании  приоритетов региональной политики. При этом Кремль подчеркивал, что речь идет не о количественной, а качественной конкурентности. Многие врио губернаторов, чтобы исполнить это требование, хитрили, стараясь наполнить бюллетень для голосования как можно большим числом кандидатов. На поверку же выяснялось, что все эти кандидаты не являются носителями реальной оппозиционности, а лишь статистами в электоральном оформлении президентских указов.

Запрос на конкуренцию, поддержанный Кремлем, принес и сюрпризы. В Иркутской области на выборах губернатора дело дошло не только до второго тура, но и закончилось победой коммуниста. Серьезная борьба шла за губернаторский пост в Марий Эл и в ряде других регионов. Нечто похожее наблюдалось на выборах в городские парламенты областных центров и в областные думы и заксобрания. Очевидно,  дело не только в расхожем тезисе об усталости от "Единой России", но и в росте протестных настроений, связанных с негативными последствиями социально-экономического кризиса, и в конвертации этих настроений на электоральном поле.

Если верить экономистам,  наступающий год станет серьезным испытанием для нашей экономики. Можно ожидать роста социального недовольства - прямого следствия для увеличения протестных настроений. В прикладном значении это может и еще более развить конкурентную атмосферу и стать мотиватором выдвижения единых кандидатов, привести к дальнейшей поляризации города и села.

Поле для проверки этих наблюдений предстоящий год обещает весьма обширное и благодатное. Кроме выборов в Госдуму, где на региональном уровне предстоит непростая борьба за депутатские мандаты по мажоритарным округам, это еще и избрание депутатов региональных парламентов в 38 субъектах Федерации. В нескольких регионах предстоят губернаторские выборы, будут формироваться местные органы власти.

Основная интрига может возникнуть вокруг кандидатов по одномандатным округам от партии власти.  Свое слово могут сказать губернаторы, для которых крайне важно заполучить через думские выборы депутатов, способных к лоббистской деятельности. Это отнюдь не означает, что Администрация президента, имеющая свои виды на результаты думской кампании, будет благосклонно взирать на эти попытки усиления губернаторского корпуса. Нельзя исключать, что системная оппозиция постарается использовать наличие этой внутривластной конфликтности для договоренностей о единых кандидатах по одномандатным округам. Если такое случится хотя бы в значимой части округов, мажоритарная часть выборов была бы менее предсказуемой.

Непарламентский оппозиционный фланг также выглядит достаточно интересным. "Демкоалиция" определилась с лидером списка и собирается развернуть досрочную кампанию в виде праймериз, а "Яблоко" заменило лидера, выдвинув Эмилию Слабунову, депутата Заксобрания Карелии. Этот выбор, с одной стороны, приводит к выводу, что "Яблоко" собирается вести борьбу за думские мандаты в умеренно оппозиционной тональности. Это, в свою очередь, наводит на размышления о согласованности этого решения с Кремлем  с дальнейшим участием Григория Явлинского в президентской кампании 2018 года. Такой разворот потенциально расширяет возможности для Касьянова и Навального в части позиционирования "Парнаса" как главного оппозиционного участника думских выборов. Тем не менее представляется странным, что ни "Яблоко", ни "Демкоалиция" на своих прошедших форумах не заявили о претензиях на депутатские мандаты в региональных парламентах. Конечно, обретение присутствия в федеральной власти - дело важное, но для демаргинализации абсолютно необходимо первичное укоренение на региональном уровне. Борис Немцов понимал это, став депутатов облдумы Ярославской области и обеспечив тем самым участие "Парнаса" в думских выборах без сбора подписей. Касьянов почему-то обошел это направление стороной.

Мне представляется, что крайне необходимый процесс реабилитации выборов, запущенный в предшествующие годы и усилившийся в 2015-м, в году наступающем получит дальнейшее продолжение. Это должно привести к росту доверия к выборам. И к формированию более адекватной партийно-политической системы.

 


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru