Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Действительный член Российской муниципальной академии, главный редактор журнала "Вопросы местного самоуправления"

Реформа МСУ: стратегическое планирование против "бухгалтерии" 06.11.2013 / Регион: Московская область

Реформа МСУ: стратегическое планирование против "бухгалтерии"

Власти дотационных городских и сельских поселений Подмосковья должны будут передать полномочия по управлению территорией районам и городским округам, в состав которых они входят. Об этом заявил вице-губернатор Московской области по вопросам политической сферы Юрий Олейников. Ранее губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что в регионе будет проведена административная реформа, которая сократить чиновничий аппарат в отстающих муниципальных образованиях. Губернатор отметил, что около 100 муниципальных образований не имеют возможности содержать себя, поэтому в ряде муниципалитетов будут объединёны администрации районного и городского уровней. В числе первых были названы Кашира и район.

Реформа системы управления на местах назрела. В этом нет никаких сомнений. Другой вопрос: в каком направлении двигаться? Идти по пути сокращения и укрупнения дотационных муниципальных образований - достаточно упрощенных подход, который не сможет решить стратегических проблем на перспективу.

Пока мы наблюдаем перенос подходов бизнес-управления на территориальное и муниципальное управление. Чисто бухгалтерский подход «сокращать неэффективные расходы» применительно к управлению социально-экономическим развитием регионов имеет ограничения. Да, на поверхности получение вполне осязаемого эффекта – сокращение чиновников и экономия бюджета. Но что это даст самой территории, её людям? Ведь полномочия и муниципальные услуги на местах для населения никуда не денутся.

В новых рыночных условиях управление территориями – это сложный многовекторный социально-экономический процесс, с непредсказуемыми проблемами не только в сфере экономики, но и в обществе, в человеческих отношениях.

Формула «живешь на дотации – передаешь полномочия» не совсем социальна. Ведь именно государство должно выполнять социальную функцию, направленную на выравнивание условий проживания в различных территориях и создания комфортных условий для всех членов общества.

К сожалению, сегодня не везде полномочия муниципалитетов обеспечены законными финансовыми ресурсами, которые должны перераспределяться сверху вниз. С другой стороны, нельзя рассматривать муниципальное образование как бизнес-предприятие, которое обязательно должно быть доходным.

Власти пытаются проводить процессы укрупнения и присоединения муниципалитетов на базе старой советской административно-территориальной карты. То есть речь идет о присоединении или укрупнении уже сложившихся в своих границах муниципальных образований.

Сегодня наступил момент для того, чтобы по-новому посмотреть на нашу территорию в целом и провести актуальное территориальное деление. "Старая карта", которая до сих пор действует, работала на плановую экономику СССР, учитывая ее специфику. Спустя два десятка лет после ее крушения сложились новые экономические отношения, появились новые островки прорыва, которые в своем развитии упираются в старый каркас административно-территориального деления.

Необходимо с карандашом в руках провести анализ территориального устройства региона, используя современные методы стратегического планирования, с выделением слабых и сильных сторон, возможностей и угроз в развитии тех или иных территорий, с выделением «локомотивов», которые будут вытягивать более дотационные и депрессивные территории.

Необходим стратегический подход, при котором регион будет рассматриваться как единый организм, состоящий из определенных секторов, зон, кластеров, которые, функционируя вместе, будут взаимодополнять друг друга, и, развиваясь индивидуально, развивать весь регион в целом. И тогда возникнут новые очертания районов, городов и сёл. Необходимо создавать специальные департаменты стратегического развития в администрациях субъектов Федерации (например, в Московской области), которые совместно с крупнейшими западными и отечественными консалтинговыми компаниями могли бы разработать Стратегию развития региона на ближайшую перспективу. Опыт подготовки таких стратегий наработан в проектировании моногородов и депрессивных территорий. При этом основой, каркасом такой стратегии станет новое территориальное зонирование.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru