Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Генеральный директор Совета по национальной стратегии

Протесты дальнобойщиков: масштаб, форматы и нервная реакция губернаторов 22.11.2015

Протесты дальнобойщиков: масштаб, форматы и нервная реакция губернаторов

В стране нарастает волна протестов дальнобойщиков, недовольных введением платежей за проезд по федеральным трассам. Началось все 11 ноября, когда в 18 регионах дальнобойщики начали свои выступления. Чего не было в формате этих акций - так это единообразия. Где-то, как в ряде городов Большого Урала, это были митинги, где-то, как в российском Нечерноземье, дальнобойщики замедляли скорость, создавая пробки, а некоторых регионах останавливали фуры вблизи пешеходных переходов и ходили по зебре взад-вперед. Разные формы протеста, похоже, застали врасплох не только правоохранительные органы, но региональные власти. 

С одной стороны, нет явных нарушений закона со стороны протестующих, с другой – налицо масштабная протестная активность и общественный резонанс. Спустя 10 дней уже в 40 российских регионах повторилось нечто подобное и, судя по всему, спада протестной активности ждать рано. Походе, что пик недовольства еще не пройден.

Немного о предыстории вопроса. С 15 ноября в действие должна была вступить специально разработанная система «Платон» (что является сокращением ее сути «Плати за тонну»), которая посредством установки на большегрузных машинах (более 12 тонн) аппаратуры (своего рода счетчиков) собирала бы с водителей средства из расчета 3,73 руб за километр. Реализацией проекта занимается близкая к семье Ротенбергов компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Проект затратный, как говорит ее гендиректор Александр Советников, затраты составили 29 млрд рублей, из которых 2 млрд – средства акционеров, а 27 млрд - кредит Газпромбанка.

Водители жалуются, что система не отработана, сбоит и зачастую ее работа ведет к банальному обсчету, а замеренный ею километраж не соответствует показаниям спидометра. Эксперты отмечают, что «Платон» запустили без прогона в тестовом режиме.

Сама идея сбора средств с большегрузников появилась несколько лет назад по инициативе Минтранса - с мотивацией, что фуры портят дорожное полотно, и это справедливо. Те, кто ездил по федеральным трассам в летний период, знают о колее в правом ряду, которая по мере повышения температуры только увеличивается. Но правда и другое: на той же МКАД и в самом левом ряду, предназначенному для легковушек, тоже наличествует колея. Справедливо и то, что мало кто припомнит, чтобы на немецких автобанах были бы хоть малейшие намеки на колеи от крупнотоннажных фур. А там их более чем достаточно. Так может быть, решать проблему порчи федеральных трасс надо не с конца, то бишь с тех, кто по ним ездит, а с начала, с тех, кто их строит - с явными нарушениями технологии и стандартов?

Оценки занятости в дальнобойном бизнесе разнятся, но интегральный результат дает цифру около полутора миллионов человек, из которых около трети – это индивидуальные предприниматели. То есть граждане, купившие грузовик, заключившие договор по перевозкам и этим непростым трудом содержащие свои семьи. Остальные две трети – наемные работники в более крупных транспортных компаниях. 

Дальнобойщики в многочисленных комментариях уверяют, что данная мера может привести к тому, что они просто продадут машины и бросят свой бизнес. Кроме того, часть из них редполагают рост цен в 5-7% на те товары, котооые они перевозят, что хоть и не сразу, но произойдет. Тут сложно не согласиться.

После первых выступлений дальнобойщиков правительство пошло на снижение стоимости проезда, понизив ее с до 1.53 руб за километр, т.е. более чем на два рубля. Правда, «обрадовав», что 1 февраля следующего года этот параметр вырастет до 3,06 рублей. Расчет правительства «на выпуск пара» таким способом не оправдался. Протестнвя волна нарастает.

Что предпримет в этих условиях федеральная власть - вопрос. Пока же более любопытной представляется реакция региональных властей, поскольку социальная напряженность, ее усиление должны тревожить именно власти субъектов Федерации. Приведу лишь несколько примеров, характеризующих не только разное отношение губернаторского корпуса, но, пожалуй, и сам стиль руководства региональных глав.

В Оренбурге протестующие припарковали вдоль обочины на Загородном шоссе от перекрестка с улицей Джангильдина до перекрестка с улицей Волгоградского. В акции участвовали больше 60 большегрузов и около 50 легковушек. Плакатов не было, как и выступлений отдельных людей. Оренбургские СМИ приводят слова Николая, участника акции, сказавшего: мы недовольны тем, что у нас хотят забрать последнее, с вводом этой платы нам придется работать себе в убыток. Итог будет один — вырастут цены на товары и продукты. Мы хотим, чтобы власть нас услышала, если она, конечно, представляет народ. Губернатор Берг встретился с участниками акции и пообещал оказать содействие в решении вопроса с оплатой за проезд по федеральным трассам, позвонил министру транспорта РФ Максиму Соколову и доложил об обстановке в Оренбургской области. Водители раасказали потом, что разговор был очень откровенным.

Губернатор Белгородской области Евгений Савченко провел переговоры с представителями дальнобойщиков. В ходе встречи длилась водители передали 488 собранных на акции подписей. Савченко пообещал передать их правительству России с просьбой отладить работу системы «Платон» в тестовом режиме. "Люди приехали из всех районов: Старого и Нового Оскола, Вейделевки, Шебекина, Чернянки, Валуек. Некоторые проехали по 200 километров, чтобы попасть на эту акцию. Они надеются, что губернатор поможет им в решении проблемы", сказал один из дальнобойщиков, участник переговоров.

На этом фоне странным выглядит молчание Кировского губернатора Никиты Белых, который диалогу с протестующими предпочел участие в Гражданском форуме, который состоялся в Москве 21 ноября по инициативе Алексея Кудрина. А ведь область, где он был недавно избран главой, также лихорадят протесты грузоперевозчиков.

И уж совсем неадекватно выглядит архангельский губернатор Игорь Орлов, который на голубом глазу обвинил дальнобойщиков во всех тяжких.
- Все эти выступления попахивают безмозглостью. Категорически против этого. Такой налог нужен. Дорога — это слишком дорогое удовольствие, чтобы к нему так легко относиться, — заявил Орлов.

Похоже, без прямого вмешательства Владимира Путина эту ситуацию не разрулить. В данном случае здравомыслящая часть губернаторского корпуса могла бы стать инициатором такого "разруливания". Будет ли она достаточно ответственной для этого? Понаблюдаем.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru