Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований | О проекте Контакты |
В сентябре 2016 г. в Республике Башкортостан одновременно будут проходить выборы разных уровней: федерального – в Госдуму и регионального – в Советы сельских поселений, муниципальных районов, городских поселений и городских округов.
Выборы в Госдуму будут проходить по смешанной системе, что не гарантирует ни одной партии такого же количества депутатов даже при повторении результатов 2011 года, поэтому именно одномандатные кампании становятся ключевым фактором для сохранения партиями своего прежнего влияния в Госдуме.
Республиканские власти рассматривают думскую кампанию как возможность делегировать в Госдуму представителей, способных наиболее успешно представлять интересы региона. Сегодня башкирское представительство в Государственной Думе составляет 16 депутатов, из них 12 единороссов.[1] Кроме того, власть заинтересована в сохранении межэлитного консенсуса в регионе – с тем, чтобы обеспечить благоприятные условия для динамичного развития Башкирии.
«Единая Россия» как партия власти выступает основным инструментом, позволяющим обеспечить контроль власти над законодательными органами различных уровней. В новой экономической ситуации общество артиикулирует запрос на обновление политических элит. От способности партии найти адекватный ответ на требования населения зависит как ее локальный успех на предстоящих выборах, так и политическое будущее.
Предварительное голосование рассматривается «Единой Россией» как способ укрепить доверие населения, продемонстрировав готовность партии к обновлению, динамичному развитию, ее способность адекватно реагировать на запросы избирателей. Для Башкортостана предварительное голосование также имеет немаловажное значение. Запущенный в республике в 2010 г. процесс либерализации политической жизни и обновления элит дал ограниченные результаты в силу действия ряда сдерживающих факторов, в том числе активного сопротивления части региональных элит.
Праймериз: российский опыт 2007-2011 годов
В России первой политической силой, инициировавшей внутриполитическое предварительное голосование, стала «Единая Россия». Партия впервые провела праймериз перед выборами в Госдуму в 2007 году. Тогда внедрение процедуры предварительного голосования было обусловлено прежде всего стремлением добиться участия в избирательной кампании кандидатов, независимых от региональной исполнительной власти.
Недостаточная информированность населения о процессе не способствовала успешности процедуры предварительного голосования. Жители России, в большинстве своем индифферентные к политической повестке, не только не были готовы к ожидаемой от них активности, но и не понимали назначения праймериз. Наконец, процедура предварительного голосования была искажена некоторыми политтехнологами, которые использовали праймериз не столько как способ выявления наиболее конкурентных кандидатов и реальных лидеров общественного мнения, а скорее как возможность для досрочной агитации «Единой России».
В итоге политический смысл предварительного голосования был выхолощен, а сама процедура в 2007 г. превратилась в «шоу», дополнительную рекламу партии, но не способствовала появлению в политике качественно новых лиц. Тем не менее это была первая попытка всестороннего учета мнения избирателей.
В ноябре 2009 г. на XI съезде «Единой России» норма об обязательном проведении внутрипартийного голосования при отборе кандидатов для участия в выборах была внесена в устав партии. Был разработан регламент предварительного голосования и установлены четкие сроки проведения праймериз, которые должны были заканчиваться не позднее чем за 30 дней до начала периода выдвижения кандидатов.
В ходе подготовки к избирательной кампании 2011 г. были внесены коррективы в процедуру предварительного голосования, которое теперь позиционировалось «Единой Россией» как главное преимущество перед своими конкурентами: оно позволяло провести «перезагрузку» и стать самой эффективной партией.
Для достижения поставленных целей было разработано положение, а для популяризации процедуры предварительного голосования и расширения числа участников праймериз проводились совместно с Общероссийским народным фронтом (ОНФ), причем половина кандидатов должна была выдвигаться «Единой Россией», а остальные претенденты были представителями общественных организаций. Значимость предварительного голосования подчеркивало название – «народные праймериз». Во время общенациональных праймериз для участия в предстоящих выборах в Государственную думу планировалось отобрать 600 кандидатов из 4655 участников предварительного голосования.
Процедура голосования и подведения итогов сопровождалась многочисленными внутриэлитными конфликтами, связанными с искажением их итогов. Информированность населения о предварительном голосовании была очень низкой. Согласно данным ВЦИОМ, 79 % россиян вообще ничего не слышали о праймериз, а 93 % даже не понимали смысла этого слова. О том, что проходили праймериз, слышали 17 % опрошенных, из которых по 20 % - сторонники самой партии и КПРФ и 28 % - непарламентских партий. Еще ниже было количество избирателей на праймериз.[2]
Наибольшие нарекания вызвало положение, согласно которому победа в предварительном голосовании не означала автоматического включения победителей в итоговый список кандидатов от «Единой России»: лидер партии и президиум Генерального совета партии были вправе вносить любые изменения в региональные и федеральные списки.
Тем не менее в сравнении с 2007 г. предварительное голосование 2011 г. было проведено на более высоком организационном уровне. Праймериз позволили партии обновиться и в целом успешно пройти избирательную кампанию. Предварительное голосование сыграло роль своеобразного «спускового клапана», позволив снизить накал внутрипартийного противостояния.
В предварительном голосовании в Башкирии приняли участие около 6,5 тыс. человек, которые определяли кандидатов из 123 претендентов. Победителями праймериз в Башкирии стали президент республики Р. Хамитов, а также П. Крашенинников и З. Рахматуллина, которые заняли первые три строчки в партийном списке кандидатов на выборах в Госдуму в 2011 г.
Праймериз-2016: новые правила игры
На стадии подготовки праймериз 2016 г. председатель «Единой России» Д. Медведев и первый заместитель руководителя Администрации президента РФ В. Володин обозначили основные принципы процедуры: конкурентность, открытость, легитимность. Они были восприняты «единороссами» как нормирующие признаки как процедуры праймериз, так и хода избирательной кампании в целом. Для того, чтобы быть понятыми населением, в партии решили не использовать далекого от россиян американского обозначения «праймериз», заменив его российским аналогом «предварительное голосование». Также было введено несколько новшеств в саму процедуру.
Во-первых, если раньше кандидатов для участия в предварительном голосовании выдвигали члены партии, то в этом году любой человек, не состоящий в другом политическом объединении, мог выдвинуть свою кандидатуру. Во-вторых, участники предварительного голосования обязательно должны дважды участвовать в дебатах, что повышает открытость процедуры и усиливает ее общественный эффект. Партия таким образом демонстрирует открытость к диалогу с населением, желание услышать простых жителей. Как отметил В. Путин на медиафоруме ОНФ в Санкт-Петербурге, «функционеры партийные должны чувствовать, что в обществе происходит… в ходе таких открытых обсуждений, споров выявляются реальные проблемы». В данном случае в очередной раз было продемонстрировано желание Кремля минимизировать влияние региональных администраций на отбор и выдвижение кандидатов от «Единой России».
В-третьих, новые правила проведения праймериз позволяют молодежи принять участие в процедуре предварительного голосования. Наконец, в положении четко зафиксирован запрет на негативную агитацию - «агитацию, побуждающую голосовать против другого участника предварительного голосования», - и на подкуп избирателей.[3]
Очевиден антикоррупционный тренд в отборе участников: кандидаты не только должны предоставить справку об отсутствии судимости, но и не иметь зарубежных счетов, не «пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Презентуя себя как «партию честных», «Единая Россия» получает имиджевые преференции в глазах населения, но может лишиться некоторых своих состоятельных и влиятельных представителей и сторонников.
Несмотря на обновление процедуры, значительно улучшающее процедуру предварительного голосования, она отнюдь не застрахована как от повторения прошлых ошибок, так и от новых проблем. К такого рода проблемам эксперты относят нежелание руководства регионов широко афишировать праймериз, стремление провести их «без шума», с тем, чтобы сохранить свой контроль над кандидатами. Отмечается, что вопреки заявленной цели «предоставить возможность гражданам участвовать в политической жизни общества», предварительное голосование может превратиться в «сугубо творческий церемониал партийного менеджмента».
Предварительное голосование в ряде регионов вызовет серьезные разногласия в региональных элитах. Степень внутриэлитной консолидации в значительной степени зависит от выстроенной региональной вертикали власти, которая контролируется главой субъекта Федерации. Там, где эта вертикаль выстроена и региональная политическая контролируется элитами, праймериз пройдут спокойно. В тех регионах, где есть предпосылки для раскола элит, праймериз может стать детонатором обострения проблем.
Открытая модель праймериз может привести к ослаблению региональных отделений «Единой России», поскольку наиболее ресурсные кандидаты будут усиливать свою поддержку за счет выборщиков, не являющихся членами партии, а отделения будут лишь организовывать внутрипартийное голосование, никак не влияя на его исход. Наконец, открытая процедура открывает широкие возможности популистам и потенциально позволяет оппозиции вмешиваться в процесс отбора кандидатов.
Предварительное голосование в Башкортостане: ожидания и риски
В Республике Башкортостан предварительное голосование проходит спокойно, в рамках сложившегося внутриэлитного консенсуса. Данные социологических опросов и рейтингов ведущих центров политического анализа и консультирования свидетельствуют об укреплении региональной вертикали власти, достижении компромисса между республиканскими группами влияния.
Предварительная оценка республиканского списка участников праймериз указывает на минимальные возможности обновления состава депутатов «Единой России» в Государственной Думе от Башкортостана.
Для участия в предварительном голосовании в Башкортостане было зарегистрировано 107 участников. 61 из них состоят в партии «Единая Россия», 40 беспартийных и 6 являются сторонниками правящей партии. Поскольку выборы в Госдуму пройдут по смешанной системе, регистрация участников проходила как по одномандатным округам, так и по списку. В итоге 44 претендента зарегистрировались по одномандатным округам, 14 – по федеральному и 49 кандидатов пойдут одновременно по одномандатным округам и федеральному списку.
Наибольшая конкуренция фиксируется в третьем (Уфимском) одномандатном округе: на одно место здесь претендуют 34 кандидата, следующим по популярности идет восьмой (Стерлитамакский) округ, где зарегистрированы 15 участников, в четвертом (Благовещенском) округе соперничают 13 кандидатов, в шестом (Нефтекамском) и седьмом (Салаватском) округах зарегистрировались по 12 претендентов, наконец, пятый (Белорецкий) округ заинтересовал лишь 7 кандидатов. По федеральному округу было зарегистрировано 63 кандидата.
Из 107 участников праймериз 30 женщин. Однако вряд ли стоит ожидать увеличения числа женщин-кандидатов от «Единой России» на выборах депутатов Государственной Думы. Обращает внимание возрастной состав участников праймериз: 52,3 % - это кандидаты до 40 лет причем 13 из них не исполнилось 30 лет.
В предварительном голосовании участвуют представители разных профессиональных областей: 35 бизнесменов либо представителей бизнеса (М. Бортова – директор по взаимодействию с органами власти «Башкирской содовой компании»), 14 действующих политиков (8 депутатов Госдумы РФ, 4 депутата Госсобрания-Курултая РБ, один мэр), 13 общественных деятелей, 12 представителей сферы образования и здравоохранения, 3 временно неработающих, 4 пенсионера, а также представители искусства, журналисты и сотрудники различных предприятий.
Важным вопросом предстоящих праймериз было участие в них действующих депутатов Госдумы. В итоге из 12 действующих депутатов Госдумы от «Единой России», получивших в 2011 г. мандат от Башкирии, заявления на участие в предварительном голосовании подали 8 человек. Учитывая разный политический вес депутатов, их активность в регионе и электоральную поддержку, не все народные избранники могут рассчитывать на успешное выступление в одномандатных округах. Поэтому действующие депутаты выставили свои кандидатуры как по одномандатным округам, так и по партийному списку, а Владимир Климов предпочел участие в предварительном голосовании в федеральном округе.
От участия в предварительном голосовании в Башкортостане отказались П. Крашенинников, В. Поцяпун, И. Фахритдинов и М. Юсупов. При этом только П. Крашенинников стал участником праймериз в Свердловской области.
Анализ участников предварительного голосования и их распределение по избирательным округам позволяет говорить об отсутствии в региональном отделении «Единой России» очевидного внутрипартийного конфликта. Кроме того, очевидна важная модерирующая роль республиканской власти при подготовке к проведению праймериз в Башкортостане, которая заметна как в исключении конфликта между влиятельными представителями партии, так и в выдвижении общественно значимых кандидатов в заведомо проблемных округах. Несмотря на общий обновленческий тренд в республиканских праймериз, действующие депутаты продолжают оставаться наиболее вероятными кандидатами от партии на предстоящих выборах в Госдуму. Это не исключает возможности «раскрутить» будущих кандидатов и апробировать основные положения предвыборной программы «Единой России». Наконец, в ходе организации предварительного голосования возможно складывание новой конфигурации взаимоотношений между региональным отделением «Единой России» и исполнительной властью Республики Башкортостан: можно ожидать некоторого усиления публичных политических позиций партии.
Одномандатные округа: характер и уровень конкуренции
В третьем и шестом округах действующие народные избранники соперничают друг с другом, и это объективно усиливает конкуренцию. Так, в третьем (Уфимском) одномандатном округе оппонентом экс-мэра Уфы и депутата Госдумы П. Качкаева выступит вице-премьер РБ и также действующий депутат Госдумы А. Махмутов. В шестом (Нефтекамском) округе соперничают депутаты Р. Баталова и Р. Марданшин. Это может привести к проблемности таких округов для «Единой России». Как Уфимский, так и Нефтекамский округа включают в себя крупные оппозиционные территории (Нефтекамск, Краснокамский район), поэтому соперничество депутатов в «первом круге» позволит определить наиболее сильного, конкурентного кандидата и, следовательно, сделать ставку на него на выборах. Проигравшие в праймериз депутаты смогут, в свою очередь, не только «обкатать» некоторые темы, но, вероятно, будут включены в итоговый партийный список и в конечном счете также примут участие в выборах в Госдуму. Более того, информационная поддержка предварительного голосования сыграет позитиную роль и позволит повысить информированность населения о партии, хотя не стоит переоценивать PR-отдачу праймериз. Вопрос заключается только в том, какое место в партийном списке займут депутаты, выбывшие по итогам праймериз в одномандатных округах.
Выдвижение конкурирующих друг с другом депутатов Государственной Думы в двух округах можно оценивать двояко. С одной стороны, это – свидетельство продуманной стратегии регионального отделения «Единой России», которое выступает в данном случае не просто как технический организатор предварительного голосования, но и активно участвует в проектировании будущей кампании, пытаясь минимизировать риск возможной победы не вполне адекватного кандидата. Поэтому партия выставляет сразу двух опытных политиков, выступающих скорее тандемом, нежели конкурирующих друг с другом, что, очевидно, поддерживается республиканской властью. С другой стороны, соперничество депутатов Госдумы в двух одномандатных округах может означать наличие внутрипартийного конфликта, что лишь подтверждает заданный Кремлем и лидером партии формат предварительного голосования – конкурентность, открытость, легитимность.
Несмотря на очевидное активное участие республиканских властей в организации предварительного голосования, нельзя исключать ни один из двух этих сценариев.
Обращает на себя внимание отсутствие депутатов в четвертом (Благовещенском) округе, где конкуренция развернулась между руководителем аппарата Общественной палаты РБ, лидером поискового движения в Башкортостане И. Бикбаевым, который в 2014 г. баллотировался в президенты, и заместителем руководителя Главного управления МЧС России по РБ Д. Канзафаровым.
В остальных округах - по одному действующему депутату Госдумы РФ.
Несмотря на то, что действующие депутаты Госдумы являются фаворитами, нельзя исключать прорыва других кандидатов. Более того, предварительное голосование может быть использовано различными группами республиканских элит для лоббирования своих интересов. В этой связи особого внимания заслуживает восьмой (Стерлитамакский) одномандатный округ. Показательно выдвижение директора по взаимодействию с органами власти «Башкирской содовой компании» М. Бортовой и мэра Стерлитамака А. Изотова. Участие М. Бортовой в праймериз «Единой России» используется БСК для давления на региональную власть, поскольку компания в состоянии мобилизовать значительные средства и электорат для обеспечения успеха своего кандидата. Поэтому А. Изотов выступает главным оппонентом М. Бортовой, что позволит серьезно снизить конкуренцию депутату Госдумы Р. Ишмухаметову.
В пользу продуманной стратегии регионального отделения «Единой России» говорит и то, что в предварительном голосовании примут участие сразу несколько представителей партии, которых можно рассматривать как своеобразный кадровый резерв для будущих избирательных кампаний (К. Канунников, Р. Ишсарин, Н. Самойленко, В. Яковлев).
Итоги праймериз: вероятные победители. Три сценария
Праймериз в Башкирии, скорее всего, пройдут по благоприятному для властей сценарию и не приведут к резонансным политическим конфликтам среди элит. Высокий уровень внутриэлитного консенсуса и модерирующий контроль республиканских властей обеспечат благоприятные условия для многих действующих депутатов Госдумы, принявших решение выдвинуться вновь.
В пяти одномандатных округах победителями предварительного голосования, скорее всего, станут действующие депутаты Государственной Думы. Лишь в одном (четвертом) избирательном округе по итогам предварительного голосования с высокой степенью вероятности победит общественный деятель И. Бикбаев. Если в пятом, седьмом и восьмом избирательных округах в голосовании участвует по одному депутату Госдумы (З. Рахматуллина, С. Мурзабаева, Р. Ишмухаметов), то в третьем и шестом округах избирателям предстоит сделать выбор в пользу одного из двух депутатов. Вероятность победы в округе каждого из депутатов (П. Качкаева, А. Махмутова, Р. Баталовой и Р. Марданшина) достаточно велика. В то же время в третьем округе в пользу А. Махмутова может сыграть тот факт, что П. Качкаев является одним из соавторов закона о сборах на капитальный ремонт, а доходы Р. Марданшина, который задекларировал 17,1 млн рублей, став самым богатым среди депутатов-единороссов от Башкирии, могут вызвать раздражение в оппозиционном Нефтекамском округе, что, несомненно, сыграет на руку Р. Баталовой. Однако даже поражение в предварительном голосовании по одномандатному округу не обнуляет возможности депутатов выдвигаться по списку, но здесь им придется конкурировать с большим числом участников.
Отсутствие конфликтов в местных медиа (хотя фиксируется полемика) свидетельствует об эффективном взаимодействии башкортостанского отделения «Единой России» с региональными СМИ, блокирующем возможный переход внутрипартийной борьбы в фазу острого медийного противостояния.
Усиливающим внутрипартийную конкуренцию фактором становится участие в праймериз депутатов Законодательного Собрания-Курултая представителей «Молодой Гвардии». В то же время факт участия «резервистов» в предварительном голосовании не превращает их в привилегированную группу, хотя и предоставляет определенные преимущества (опыт публичного выступления, участия в дебатах, формирования собственной команды, взаимодействия с избирателями).
В списке помимо депутатов Государственной Думы (П. Качкаева, Р. Марданшина, В. Климова) с большой долей вероятности могут оказаться представители регионального Законодательного Собрания-Курултая И. Нигматуллин, М. Бугера, а также пятикратная чемпионка мира по шашкам, общественный деятель Т. Тансыккужина.
Текущая ситуация позволяет говорить о трех основных сценариях для «Единой России».
Наиболее велика вероятность инерционного сценария[4]. Несмотря на непростой экономический фон, на котором проходят выборы, команда «Единой России» способна организовать и провести кампанию на высоком уровне, что позволит партии сохранить имеющиеся позиции в Башкортостане. В ходе предварительного голосования партия сможет не только отобрать наиболее конкурентных кандидатов, но и попытается апробировать некоторые положения своей предвыборной платформы.
Информационное сопровождение предварительного голосования способно повысить осведомленность избирателей о «Единой России» и ее проектах, позволив подготовить базу для будущей агитационной кампании партии. Отсутствие открытых конфликтов в республиканском медиапространстве будет свидетельствовать скорее о наличии эффективного взаимодействия регионального отделения с местными СМИ, нежели об их подконтрольности республиканской власти. В ходе предварительного голосования участники смогут обсудить наиболее злободневные вопросы, позволив населению выплеснуть большую часть негатива, отведя тем самым общественное напряжение от предвыборной кампании «Единой России». Наконец, обсуждение серьезных вопросов в ходе предварительного голосования, значительно сузит возможности оппонентов «Единой России».
Понижающий сценарий возможен прежде всего в случае дискредитации (самодискредитации) участников праймериз. Дебаты показали, что участники не всегда готовы к обсуждению серьезных проблем. Кандидаты не в полной мере владеют материалом, не имеют актуальных данных, плохо готовятся к дискуссии. Это свидетельствует о несерьезном отношении ряда участников к дебатам и к самой процедуре предварительного голосования. Вероятность понижающего сценария невелика.
Вероятность повышающего сценария также незначительна - в силу объективных причин. Несмотря на высокую электоральную поддержку «Единой России», партии вряд ли удастся набрать более 75 % голосов в Башкортостане из-за относительно прочных позиций регионального отделения КПРФ и активности ЛДПР, которые в совокупности смогут получить поддержку четверти избирателей Башкортостана.
[1] Вследствие введения новой смешанной системы, общее количество депутатских мест от Башкортостана сократится до 12.
[2] http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=111868
[3] Положение о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее - Положение) // http://pg.er.ru/images/docs/file/polozhenie-o-predvaritelnom-golosovanii.pdf
[4] Для реализации этого сценария региональное отделение «Единой России» должно провести в Госдуму 9 депутатов от Башкортостана.