Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Статьи

Нейжмаков Михаил
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций

Подмосковье: муниципальная реформа на фоне рисков 22.12.2016 / Регион: Московская область

Подмосковье: муниципальная реформа на фоне рисков

Укрупнение муниципальных образований – общероссийская тенденция. Но в Подмосковье этот процесс связан с дополнительными рисками и уже натолкнулся на заметное сопротивление. Причина происходящего – специфика региона.

Формально с инициативами об объединении выступают сами представители муниципальных образований, но фактически процесс активно поддерживается руководством Московской области. Нынешний губернатор области Андрей Воробьев заговорил о необходимости объединения муниципальных образований вскоре после прихода в регион. Ещё осенью 2013 года он называл причиной этих мер стремление сократить число муниципальных чиновников и затраты на содержание местных органов власти, поддержать дотационные «слабые» территории благодаря их присоединению к экономически более сильным и повысить их инвестиционную привлекательность. У сторонников реформы среди местных элит находились и другие аргументы в пользу подобных идей. Так, в марте 2015 года, обосновывая объединение Климовска, Подольского района и Подольска, глава Подольска Николай Пестов заявил, что такой шаг помог бы «решению инженерно-технических и транспортных вопросов, повышению бюджетной обеспеченности и обеспеченности учреждениями социальной сферы» и оптимизации тарифов на услуги ЖКХ.

Уже тогда часть представителей муниципальных элит выражала открытое недовольство подобными мерами. Например, еще в декабре 2013 года тогдашний глава Юбилейного Валерий Кирпичёв отмечал, что не видит плюсов в объединении его города с Королёвом.

Однако в нынешнем году сопротивление реформе получило больший резонанс, чем раньше. Противники укрупнения муниципальных образований - прежде всего преобразований районов в городские округа - 10 декабря 2016 года провели Гражданский форум местного самоуправления. Открыто выступили против подобных идей главы Серпуховского и Солнечногорского районов Александр Шестун и Александр Якунин, руководители отдельных городских поселений, а также немало муниципальных депутатов.

Стоит отметить несколько аспектов отношений в треугольнике «муниципальные элиты – крупный бизнес – протестные движения» в Подмосковье.

С политической точки зрения слияние муниципалитетов в этом регионе до сих пор вело не к масштабному обновлению местных элит (чего некоторые ожидали от нынешнего руководства области), а к перераспределению влияния между старыми. Пока укрупненные муниципальные образования часто возглавляли именно руководители «старого» призыва, правда, направленные в новые для них города («Большой Королёв» возглавил Александр Ходырев, с 1996 года бывший главой Реутова, «Большую Балашиху» — Евгений Жирков, с 2003 года руководивший Железнодорожным). Впрочем, в Подмосковье, где муниципальные элиты имеют тесные связи с федеральными, их масштабное единовременное обновление вряд ли возможно.

Есть и важная экономическая подоплека. Обратим внимание, что в первых рядах этого процесса оказались города ближнего Подмосковья — Королёв и Юбилейный, Балашиха и Железнодорожный. Сегодня, как уже было сказано выше, на первый план вышел процесс преобразований районов в городские округа.  Он уже запущен, среди прочего, в муниципальных образованиях Люберецкого и Красногорского районов.  Такие территории, несмотря на активную застройку в последние годы, всё ещё сохраняют потенциал для нового жилищного строительства. Укрупнение даёт возможности для переформатирования рынка коммерческой застройки подобных населённых пунктов. А для строительных компаний, которые сохранят или усилят свои позиции в таких городах в ближайшие годы, работать с одной администрацией большого территориального образования куда удобнее, чем «подбирать ключи» к каждой из администраций муниципалитетов поменьше. По схожим причинам укрупнение муниципалитетов упрощает реализацию крупных инфраструктурных проектов, с которыми не в последнюю очередь ассоциировался приход Андрея Воробьёва к руководству регионом.

Наконец, во многих муниципальных образованиях Подмосковья действуют активные протестные движения с опытными лидерами и довольно разветвленной сетью сторонников. Часто они выступают как раз против компаний-застройщиков.

Некоторые из районов, которые могут быть охвачены объединением муниципальных образований, оказались под влиянием сразу нескольких факторов риска. Например, во главе их оказались люди с большим опытом участия не только в аппаратных, но и затяжных публичных конфликтах. Уже упомянутый глава Серпуховского района Александр Шестун в 2009-2011 годах был втянут в затяжной конфликт с областной прокуратурой. В части муниципальных образований, которые уже подключились или должны подключиться в будущем к процессу объединения, есть заметные протестные точки.

Собственно, противникам укрупнения будет крайне сложно противостоять лоббистам такого шага, даже объединив усилия. Однако чем ближе очередные губернаторские выборы (которые должны пройти в сентябре 2018 года), тем больший интерес к протестным точкам в регионе могут проявлять федеральные игроки, которые заинтересованы во влиянии на областные власти. Это может создать дополнительные сложности для деятелей, продвигающих муниципальную реформу в Подмосковье.

 


Добавить новый комментарий