Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Координатор федеральных проектов «Максимов-Консалтинг»

Новые угрозы: трансформация общественного сознания и «деревенский» праймериз 09.03.2016

Новые угрозы: трансформация общественного сознания и «деревенский» праймериз

Существует ряд проблем организационного характера, которые являются в какой-то степени следствием идеологических решений. Достаточно правильно было принято решение об обновлении депутатского корпуса «Единой России». Другое дело, что оно налегло на ситуацию, когда это не самое своевременное и не самое лучшее решение. К тому же предложенный механизм решения этой проблемы может привести к обновлению совсем не в ту сторону, которая была бы желательна.

В настоящий момент мы видим в информационном пространстве полпредов, которые начали выдвигать своих кандидатов. Начал действовать ОНФ, который выдвигает своих кандидатов, причем не всегда через «Единую Россию», и, учитывая, что в состав ОНФ входят и другие партии, то иногда и просто против «Единой России». Сама «Единая Россия» делает ставку на то, чтобы пришли люди вне бизнеса, но сам механизм праймериз подразумевает, что людей вне бизнеса при существующем неоформленном правовом статусе праймериз просто быть не может.

Новая нарезка округов Госдумы подразумевает, что у нас примерно до трети населения сел и деревень будет теперь голосовать по столичным округам. Это говорит о том, что стоимость организованного привода на тот же праймериз падает раза в три. Для тех людей, кто цинично практиками занимается в этой кампании: чтобы привести 10 тыс. человек на праймериз, нужно всего 3 млн рублей, учитывая «деревенский» праймериз.

Если раньше угрозой для партии власти были столицы, где был либеральный электорат, теперь при новой нарезке для партии власти становятся угрозой деревни, где легко покупаемый и легко продаваемый электорат. Люди, у которых есть шальные средства, могут решить возможность выдвижения от «Единой России» одним махом. А так как «Единая Россия» уже зафиксировала это решение в своих документах, то потом самой партии будет некуда деваться, каким бы путем это решение ни было достигнуто.

Необходимо учитывать трансформацию общественного сознания. Сейчас идет девальвация ряда смыслов, которые долго время были фундаментальными. Есть уже некоторые табуированные смыслы, которые люди не хотят слышать. Они не хотят слышать слово «партия», «власть», в то же время они с удовольствием слушают слова «президент», «Путин» и так далее. Но «президент» и «Путин» - это уже совсем не та власть, которая была у «Единой России», и в меньшей степени ассоциируется с «Единой Россией».

Есть табуированные понятия: либералы, оппозиция. Оппозиция не должна себя называть оппозицией, тогда она достигнет успеха. Оппозиция должна выступать за отказ от власти, за смену власти, которая вызывает неприятие у людей. Смысловые семантические ловушки, в которые люди сами себя загнали, и в какой-то степени загнала себя наша пропагандистская машина. Люди, которые хотят отстаивать общедемократические позиции, не должны называть себя либералами. Это тоже табуированное слово. Есть слова, которые являются идеологическими синонимами, и в то же время на ура воспринимаются людьми на уровне фокус-групп и глубинных интервью.

Такие вещи, ловушки, в условиях кризиса могут быть фатальными на предстоящих выборах. Тем более что в отличие от предыдущих кампаний у партии власти не будет неограниченных ресурсов административного принуждения. Потому что в условиях падения реальных зарплат, все более существенного понижения уровни жизни бюджетников, которые являлись пушечным мясом избирательных кампаний партии власти постоянно в предыдущие избирательные циклы, сейчас их погнать, чтобы они бесплатно агитировали и бесплатно потом голосовали за тех, кто им не нравится, будет крайне сложно.

Ситуация достаточно сложная. Механизм принуждения отсутствует. Есть несколько регионов, где до сих пор нет даже региональных штабов. Более того, никто даже над смыслами не работает. Раньше избирательная кампания начиналась с проработки смыслов и доминант. Сейчас вопрос начинается с того, сколько нужно людей, как их купить и привести на выборы.

В этих условиях, если мы говорим о партиях оппозиционной направленности, нужно говорить о трех уровнях оппозиции. Первый уровень – парламентская оппозиция, которая вызывает такое же раздражение, легкое отвращение, как и власть вообще. Второй уровень – непарламентская оппозиция патриотического направления. Причем слово «патриотизм» еще не заезжено, несмотря на то, что три года не слезает со страниц газет и не уходит из эфиров, до сих пор оно вполне актуализировано и привлекательно. Патриотическая оппозиция имеет хорошие шансы. Так же как и новые социальные движения, они, может, более востребованы будут у избирателей, чем традиционные парламентские левые движения. И демократическая, по-прежнему либеральная оппозиция остается сектой, которая варится в собственном соку.


Материал подготовлен на основе выступления автора на заседании Экспертного клуба "Регион".


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru