Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований | О проекте Контакты |
С выборов в Законодательное собрание Нижегородской области по решению суда сняты уже 9 кандидатов. Снятые кандидаты – люди достаточно известные, они неоднократно принимали участие в выборах и даже побеждали на них. Некоторые из них до сих пор являются депутатами либо областного собрания, либо городской думы Нижнего Новгорода. Почему так происходит?
Я думаю, здесь следует говорить о сочетании двух факторов. С одной стороны, это юридический фактор – по всей видимости, какие-то нарушения кандидатами были допущены или, по крайней мере, они дали основание считать некоторые свои действия нарушениями. Но у нас, если уж так строго подходить к тому, как ведут кампанию "раскрученные" кандидаты, то снимать можно практически каждого. Например, не секрет, что многие из них ведут кампанию еще до ее начала, то есть появляются их билборды, появляются лозунги на зданиях, призывающие поддержать данного кандидата. Все это должно быть оплачено из средств избирательного фонда, но избирательный фонд кандидата может быть задействован только в период агитационного этапа кампании. Поэтому я думаю, что у суда были формальные основания, чтобы снять этих кандидатов.
С другой стороны, тут, конечно, фактор политический. Понятно, что инициатива о снятии того или иного кандидата исходила, скорее всего, от его прямых конкурентов. Поскольку и Александр Кузнецов, и Сергей Кузнецов, и Александр Косовских – это люди достаточно известные и имеющие, по всей видимости, неплохие шансы на победу, то таким образом их конкуренты убирают препятствие на своем пути, убирают ликвидируют серьезных своих соперников с тем, чтобы без проблем, без особых затрат нервов и финансов избраться в областное собрание. Очевидно, оппозиционным кандидатам нужно впредь нанимать себе юристов по вопросам выборного законодательства с тем, чтобы не оказаться в таком положении, то есть, чтобы не давать поводы для снятия.
Что касается скандалов на выборах в Нижегородской области, то я думаю, это происходит в целом по России. Скандалов нет только там, где власть обладает полной монополией на осуществление своих руководящих функций, где все ее оппоненты либо выдавлены из региона, либо отказались от участия в политике. В Нижегородской области еще есть политическая борьба, политическая жизнь не совсем умерла. Ни для кого не секрет, что на выборах в Законодательное собрание идет борьба между двумя группами кандидатов. Одних кандидатов политологи причисляют к лагерю Валерия Павлиновича Шанцева, других – к лагерю Олега Валентиновича Сорокина. Поэтому я думаю, мои коллеги не откажут себе в удовольствии посмотреть, чьи кандидаты были сняты – «шанцевские» или «сорокинские». Действительно, факты подкупа избирателей имеют место, и я думаю, будут иметь место, потому что когда кандидаты не могут увлечь избирателей своими идеями, своими программами, своим видением города и области, они пускают в ход такие незатейливые средства. Не будем, кстати, забывать, что большинство из них являются бизнесменами, а для бизнесмена в покупке голоса на выборах нет никакой проблемы, он просто переносит бизнес-отношения на политику. Все стоит каких-то денег, и голос избирателя в том числе, тем более, что многие избиратели охотно продают свои голоса, это надо признать. Предложение ведь бывает лишь там, где есть спрос. До тех пор пока у нас известная часть избирателей будет продавать свои голоса за гречку, за водку и прочие радости желудка, я не сомневаюсь, что факты подкупа будут продолжаться.
Если говорить о заявлении губернатора о том, что чиновники, отвечающие за выборы, будут привлечены к ответственности, если в ходе избирательной кампании будут выявлены грубые нарушения, то Шанцев не заинтересован в том, чтобы нашу область постоянно упоминали в качестве региона, где на выборах применяются грязные технологии. Губернатор заинтересован в том, чтобы выборы были более чистыми, чтобы не было сомнений в легитимности избранных органов власти, поэтому полагаю, что губернатор вполне искренен. Другое дело, что чиновники на местах улавливают разные сигналы. Накажут или нет за вмешательство на выборах – это еще вопрос спорный, а вот если кандидаты или партия, угодные власти, получат низкий процент в их районе, то спрос с них будет жесткий. Поэтому чиновник на месте становится перед выбором. Что ему делать – соблюдать закон, следовать прямому указанию своего начальника или выискивать в словах начальника какой-то скрытый смысл и действовать по старинке.