|
|
Прошедший в минувшие выходные митинг на Марсовом поле в Петербурге стал самым массовым с момента общероссийских социальных волнений 2011-2012 гг. Его широкая и разноплановая повестка не только смогла собрать 6-7 тысяч человек в питерском гайдпарке, но и сплотить, хотя бы на время примирить часто конфликтовавшие ранее между собой демократические силы.
Митинг получился одновременно и политическим, и социальным, что бывает нечасто в современной России. Повестка сохранения культурного и научного наследия северной столицы удачно наложилась на политические лозунги отставки губернатора и ряда других чиновников. На сцену во время митинга поднимались и действующие депутаты законодательного собрания, и представители культурной, научной, творческой интеллигенции Петербурга, которые, как правило, ограничиваются простым участием в шествии и обличением власти со страниц газет. Режиссер Юрий Мамин вызвал бурю одобрения, перечислив подряд 15-20 фамилий действующих чиновников Петербурга, которых собравшиеся считают виновными в обрушившихся на город бедах.
Удивительно, что в оргкомитет митинга вошли еще недавно конфликтовавшие между собой политические игроки. Если к способности объединяться против общего врага нынешнего яблочника Бориса Вишневского и отколовшегося от этой партии Максима Резника мы уже привыкли – то увидеть, как эсер Алексей Ковалев брал слово после представительницы Роста Оксаны Дмитриевой, партии которых на минувших выборах в петербургский парламент не гнушались заниматься черными пиаром друг против друга – было неожиданно. Видимо, ядром сформировавшейся с начала года оппозиционной коалиции выступили не прошедшие в парламент и не вступавшие ни с кем в открытый конфликт, представители РПР-Парнас и «Открытой России» - Андрей Пивоваров и Наталья Грязневич. Именно они стали ведущими митинга.
Еще более удивительно, что крупнейший оппозиционный митинг прошел в годовщину присоединения Крыма к России –день, который, последние годы сознательно наполнялся особым символическим патриотизмом, призывами к объединению нации, всей страны. Городские власти 18 марта фактически «отдали» центр города оппозиции, не устроив никаких крупных мероприятий, посвященных официальному государственному празднику. Этот ход повторился и в Петербурге, и в Татарстане, где социальные волнения также перерастают в политические на фоне крушения Татфондбанка, а также в ряде других областных центров.
Очевидно, что несмотря на всю важность для общефедеральной повестки крымской тематики, решением Москвы было установлено не нагнетать ситуацию, чтобы не допустить столкновения оппозиции и патриотических групп.
Возвращаясь к Петербургу, пока трудно судить, насколько будет прочной эта новая демократическая коалиция. Повестка их объединения явно не исчерпывается – референдум по передаче Исаакиевского Собора пока согласовать не удается, но оппозиция точно будет продолжать борьбу. Судьбы Пулковской обсерватории, библиотек и Европейского Университета также подвешены: власть ждет, когда социальное напряжение поутихнет, раз за разом откладывая окончательные решения. Выйти победителями во всех спорных вопросах оппозиции и горожанам, скорее всего, не удастся: лицензию у Европейского все равно заберут, а библиотеки реструктурируют и объединят. Но есть шансы, что по Исаакию и по обсерватории власть пойдет на какие-то уступки и промежуточные решения.
В любом случае, оппозиция и активисты удачно используют грубые ошибки команды губернатора и постепенно оправляются от провальных для них результатов сентябрьских выборов. Опыт более широкого партнерства, более широкой коалиции еще пригодится и им, и горожанам в борьбе за кресло градоначальника. После нынешнего митинга отставка Полтавченко до президентских выборов – вопрос решенный.