Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  


Статьи

Климанов Владимир
Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Минфин требует: почему бюджет Северной Осетии вызвал недовольство в Москве 22.08.2017 / Регион: Республика Северная Осетия - Алания

Минфин требует: почему бюджет Северной Осетии вызвал недовольство в Москве

Заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин направил в адрес главы Северной Осетии Вячеслава Битарова письмо с требованием привести в порядок бюджет республики, сообщает «Коммерсант.ru».  Замминистра РФ отметил, что основным приоритетом бюджета республики стали «прочие расходы», не связанные с обеспечением социально значимых выплат. Ситуация, произошедшая в Северной Осетии, с одной стороны, отражает типичный процесс, который в настоящее время складывается при взаимоотношениях федерального центра с регионами. С другой стороны, нужно понимать, что история действительно достаточно критична. Помимо того, что в Северной Осетии слишком высок объем государственного долга, есть нарушения бюджетной дисциплины. Поэтому, конечно, меры должны носить оперативный характер.  
 
В целом, если говорить об отношениях, складывающихся между Минфином и регионами, необходимо отметить, что в конце прошлого года были приняты поправки в Бюджетный кодекс (уточняющиеся новыми поправками в июле текущего года), которые обязали все субъекты Российской Федерации подписывать соглашения с Минфином. Соблюдение требований таких соглашений для регионов является обязательным. В случае невыполнения условий, заложенных в эти соглашения, регион в очередном финансовом году будет терять до 10% объема дотаций уже следующего очередного финансового года.
 
Предусматриваются и более жесткие меры, связанные с тем, что меры бюджетного принуждения в соответствии с бюджетным кодексом касаются только вопросов сокращения поступления межбюджетных трансфертов, их приостановления на некоторый срок и так далее. Мер, связанных со снятием губернатора в этих соглашениях не предусмотрено. Но несоблюдение требований бюджетного законодательства может инициировать политический процесс. В этой связи мне не известны случаи, когда Минфин в лице, видимо, замминистра Горнина направлял предупредительные письма о том, что существует угроза какого-либо политического решения. Обычно, а такие случаи были (и в этом году уже имели неоднократный характер, хотя и не массовый), Минфин вынужденно прибегал к использованию мер бюджетного принуждения.

Могу предсказать, что в конце 2017 года, точнее в начале 2018 года, когда Минфин будет проводить оценку выполнения регионами соглашений о получении дотаций, достаточно много регионов не справятся с их условиями. Поскольку они, например, предусматривают рост налоговых доходов, обеспечение темпов экономического роста, снижение уровня безработицы. Если я не ошибаюсь, в соглашении с Северной Осетией было предусмотрено снижение безработицы буквально на одну сотую процента. Хотя мы понимаем, что там, скорее, можно ожидать рост безработицы, нежели ее снижение.  
 


Добавить новый комментарий