Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Политтехнолог, доцент МГУ имени М. В. Ломоносова

Кризис как фактор обновления управленческой номенклатуры 03.03.2016

Кризис как фактор обновления управленческой номенклатуры

Региональная власть и управленческое сообщество формировалось исключительно номенклатурным образом последние лет десять. Основная задача, которую эти люди перед собой видят, - очень простая, как у любого номенклатурного выдвиженца. Максимально соответствовать ожиданиям человека, который его выдвинул, и максимально ничего не делать, дабы не вызвать нежелательных для себя последствий в окружающей его среде и действительности.

Даже в 2008 году во время кризиса региональная власть была гораздо качественнее в смысле профессионализма. Как только ситуация начала резко ухудшаться осенью 2008 года, в ряде регионов, которые завязаны на металлургию и большую химию: Вологда, Пермский край – властью были созданы антикризисные штабы, приняты антикризисные программы. Они реально начали действовать и мониторить ситуацию у себя. В нескольких регионах, которые стали смотреть за средним чеком, с ритейлеров собирать средний чек, каждое утро губернатор получал эту информацию и смотрел, что происходит. Сейчас этого не сделал никто. Все сидят и ждут, что, может, оно как-то само рассосется, может, нефть поднимется, может, произойдет отскок. Вот мы от дна оттолкнулись, сейчас куда-то всплывем.

И даже те вещи, связанные, прежде всего, с сокращением региональных расходов и с отменой региональных льгот, которые в прошлом году можно было сделать более-менее безболезненно, никто не сделал. Все будут делать в этом году с гораздо более серьезными для себя политическими последствиями. А их делать придется, и уже делать резко, болезненно и жестко. В Сочи отменили льготы на проезд гражданам, граждане перекрыли все на свете, все вернули. Но откуда вернули? Денег в бюджете больше не стало. А когда это сделают все регионы разом, то уже никакими федеральными деньгами дырку не заткнуть.

Есть проблема: нынешнее качество региональных управленцев, администраций в муниципалитетах, не соответствует вызовам сегодняшнего времени. Эта управленческая номенклатура требует просто обновления временем, и кризис, вероятно, ее обновит. Вопрос, как и какими методами. Вряд ли через парламентские выборы.

Технологически праймериз – это некие дополнительные возможности в кампании. Но есть одна проблема для «Единой России»: никто не отменяет традиционную номенклатурную схему отбора кандидатов. По-прежнему, если вы приедете в любой регион, там согласовывают кандидатов на округа, составляют списки, пытаются их согласовать где-то, непонятно на каких условиях. И все люди заняты тем, что согласовывают. У них нет ощущения того, что случатся праймериз. Но этот процесс идет, и какие-то списки, тем не менее, как мы знаем, откуда-то появляются. Но механизма контроля нет. В том, что «Единая Россия» предлагает в качестве нормативного документа, положения, много чего написано, но механизма достоверного легитимного для людей контроля там не заложено, его и не будет. И многие регионы будут проводить праймериз так, чтобы отчитаться по спущенным им цифрам.

Мы увидим много интересных последствий на уровне регионов. Это большая проблема. Как в уже укоренившийся за последние 15 лет номенклатурный принцип отбора людей для руководства внести принцип сугубо демократический? Как они друг с другом уживутся в рамках механизма праймериз? Скорее всего, плохо, будут большие скандалы. Вопрос в том, насколько высшее руководство «Единой России» сможет в каждой конкретной ситуации до конца выдержать принципы, которые заявлены.

Материал подготовлен на основе выступления автора на заседании Экспертного клуба "Регион".


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru