Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Управляющий партнер «Коммуникационной группы 2С», кандидат экономических наук

Дополнительные источники финансирования Смоленской области: три направления 19.07.2017 / Регион: Смоленская область

Дополнительные источники финансирования Смоленской области: три направления

Вопрос оценки эффективности работы губернатора – очень комплексный и многопараметрический. Критериев оценки действительно очень много, и с показателями работы губернаторов работают целые структурные подразделения Администрации президента. Финансовые показатели областного бюджета – очень обезличенная характеристика работы губернатора. Просто денежные цифры в отрыве от источников поступлений и целей расходов чаще всего ни о чём не скажут. Понимая необходимость поиска дополнительных источников финансирования бюджета, администрация Смоленской области сделала ставку на следующие три направления.
 
Первое - активное участие в конкурсах федеральных министерств на выделение тех или иных средств на инфраструктуру малого и среднего бизнеса. В силу этого в области создано множество организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, учредителем которых выступает областная администрация. Эти организации в дополнение к федеральному получают областное финансирование. Фактически в регион поступают федеральные деньги, эти деньги будут потрачены в области. Но создадут ли эти деньги новые деньги? Ответ неочевиден.
 
Второе - индивидуальное «переманивание» предприятий из других регионов, которые переносят свои цеха из Москвы, Подмосковья. Мотивация этих предприятий – в более низких налогах и низких иных издержках.
 
Третье - привлечение инвесторов из других регионов для создания в Смоленской области или на площадках бывших предприятий или в сельском хозяйстве новых производств.
 
Что показала данная политика? Во-первых, снизилось внимание ответственного профильного заместителя губернатора и подчинённого ему блока к микробизнесу, которого в Смоленской области номинальное большинство. Его (микробизнес) не рассматривают как потенциального поставщика налогов, и предприятия сферы услуг, торговли, общепита с численностью до 15 человек не имеют преференций и возможностей, которые имели раньше. Во-вторых, основные конкурентные преимущества, которые удаётся продавать внешним инвесторам, - это достаточно большое количество дешёвой земли и достаточно большое количество сравнительно дешёвой и малоквалифицированной рабочей силы. В этом смысле символично то, что профильному замгубернатора переподчинён Департамент по сельскому хозяйству.
 
В-третьих, в области наблюдается деиндустриализация – то есть агропромышленный комплекс приобретает всё большее значение для региона.
 
В-четверых, в области будет уменьшаться количество местных собственников бизнеса: бизнес будет принадлежать несмолянам, в основном москвичам.
 
В-пятых, область в ближайшее время столкнётся с проблемой загрузки значимых по численности работающих государственных, в основном оборонных, предприятий. Заказы на их продукцию или прекратятся, или будут уменьшены, а такое количество сотрудников и такая площадь не будут востребованы.
 
В-шестых, в области будут расти экологические проблемы: здесь будет больше концентрироваться вредных производств, сюда, скорее всего, будут физически направлены некоторые потоки мусора из московской агломерации.
 
Что касается государственного долга. Это проблема не только Смоленской области, но и очень многих российских регионов. Винить в его величине только областную власть будет неправильно. Корень проблем - в несправедливой налоговой системе в стране и излишней централизации. Что касается именно Смоленской области, то сюда ещё добавляется значительная социальная нагрузка, которую утвердила прошлая администрации при согласии областной Думы. До 75% всех расходов приходились на различного рода социальные выплаты.
 
Основной вызов, с котором столкнулась Смоленская область и решение по которому публично не озвучено, - это качественно ухудшение трудовых ресурсов и общее изменение демографической ситуации. Отчитываясь за исполнение бюджета 2016 года, областная администрация приводит следующие цифры. Из почти 950 тысяч населения региона экономически активного – 527 тысяч. То есть более 400 тысяч – это неработающие пенсионеры, инвалиды, молодёжь. Доля пенсионеров очень значительна. При этом из 527 тысяч тех, кто может работать, на предприятиях области среднесписочно занято 307 тысяч человек (включая всех «бюджетников»). Что делают ещё 220 тысяч человек? Часть, конечно, - «серая» экономика. Но большинство – «отходники», то есть работающие за пределами области, в основном в Москве. То есть люди, фактически не живущие в регионе и свои доходы оставляющие за его пределами. 
 
Без ответа на демографический вызов все остальные действия окажутся тщетными.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru