Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Политолог

Долг перед народом: почему у населения занимать выгоднее, чем в банках 23.11.2016

Долг перед народом: почему у населения занимать выгоднее, чем в банках

Есть объективная необходимость в увеличении внутреннего займа для всех уровней бюджетов в нашей стране. Министерство финансов в данной ситуации выпускает различные инструменты. Это и облигации, номинированные в долларах, под процент соответствующий евробондам. Это и облигации федерального займа (ОФЗ) для населения, которые сперва шли со ставкой на уровне 11,12% годовых, но теперь отошли на уровень 7,50% годовых.Это совершенно понятная и логичная операция. При сокращении возможностей привлечения финансирования из-за рубежа, наращивать внутренний кредит.
 
В такой же ситуации находятся и региональные бюджеты. Больше половины субъектов федерации продолжают наращивать собственное долговое бремя.
Так, Ямало-ненецкий автономный округ готовит в ближайшее время собственное публичное размещение облигаций государственного займа для населения на один миллиард рублей. Такие же идеи есть в Самарской области, Нижнем Новгороде, других субъектах. Размещение облигаций у населения выгоднее, чем коммерческие кредиты в банках. Но это удел далеко не всех. Не везде у населения есть свободные средства, с которыми оно готово добровольно расстаться. И именно в самых проблемных регионах, где такие кредиты наиболее необходимы, население как раз самое бедное. Там просто нечего и не у кого занять. А бюджетные кредиты на будущий год будут только сокращаться. А расходы бюджетов сокращать никто не предполагает. Так что займы у населения – наш естественный «ответ Чемберлену».
 
Ничуть не лучше, чем федеральный бюджет или бюджет регионов, чувствуют себя бюджеты муниципальных образований. Они находятся в самом низу системы распределения «сверху вниз», и если не хватает на двух верхних этажах, то здесь уже совсем может наступить беда. Муниципалы имеют собственный инструмент привлечения средств от населения – «самообложение». Это, конечно, совсем не кредитный финансовый механизм, но для большинства муниципалитетов, выход на рынок со своими ценными бумагами невозможен был бы ни при каких обстоятельствах. А деньги все равно нужны. Так что, приходится использовать иные инструменты, предусмотренные законом, чтобы свести концы с концами и разрешить острые местные проблемы.
Но именно на привлечение денег и форме самообложения можно посмотреть и с другой стороны.
 
Во-первых, при условии, что на данные проекты предполагается выделять средства по принципу четыре к одному, где четыре рубля – это средства региона, и только один – собранные с населения муниципального образования, данный процесс можно рассматривать как опрос населения об актуальности того или иного проекта, и подтверждении серьезности намерений данный проект реализовать. Если подтверждение есть, то регион финансирует четыре пятых его стоимости.
 
Во-вторых, это повышение финансовой грамотности ответственности населения, которое волей- неволей вынужденно вникать в вопрос: куда же идут наши денежки? В-третьих, это хороший тренинг для финансовых структур самого муниципального образования. Не просто получать дотации из региона и их перераспределять, но и выстраивать собственную систему сбора средств с избирателей, а потом за неё отвечать.
 
В целом сложность нынешних условий порождает новые формы адаптации, а это закон эволюции. Выживет сильнейший и наиболее приспособленный.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru