Статьи
Генеральный директор Совета по национальной стратегии
13.11.2012
Партии часто приобретают для личного пиара. Они нужны для «информационной подсветки» покупателя. Все вроде есть у богатого человека: молодая жена (старую бросил), породистая собака, загородный дом. Только партии не хватает, чтобы блеснуть в своем кругу («Я еще и лидер партии, кроме прочего»). А еще, используя информационные поводы (прежде всего партсъезды и прессконференции), можно «подсвечивать» себя в СМИ.
Еще партии нужны как подспорье в политическом продвижении. В таких случаях они приобретаются не для участия в федеральных избирательных кампаниях. Речь идет прежде всего о выборах в региональные органы власти. Использование партийной структуры на федеральном уровне возможно лишь в одной из 225 территорий. Сосредоточив там весь ресурс, можно попытаться получить мандат депутата Госдумы. Второй вариант: при удачной торговле с партией, имеющей шанс на попадание в Госдуму, нужно постараться «упаковать» себя на проходное место. Нарушения законодательства нет. Одни производят товар, другие его покупают.
Любопытна и технология формирования регионального актива «партий для продажи». Как правило, существует «маточная» структура, например, зарегистрированная в Минюсте партия. Региональный координатор этой структуры подбирает из числа своих знакомых и друзей кураторов для партий, на создание которых имеется заказ. Знаю регионы, в которых один человек стал прародителем более 10 региональных структур недавно зарегистрированных партий.
Все это никакого отношения к реальному партстроительству, конечно, не имеет, а потому опасения некоторых коллег, что будет слишком много партий и граждане запутаются, избыточны. Ну не дурак же наш избиратель. Разберется, где живая политическая структура, а где муляж. Впрочем, есть более значительные особенности серьезного партийного строительства на региональном уровне, а потому на них стоит остановиться подробнее.
Наблюдая за промежуточными выборами в США в 1994 году (дело было в штате Массачусетс, тогда Митт Ромни впервые стал губернатором), я спросил у одного из активистов Демократической партии: «А когда ты будешь выбираться либо в конгресс штата, либо в конгресс графства?» Он вначале меня не понял и только после того, как переводчик тщательно разъяснил суть моего вопроса, сказал: его работа - поиск новых лиц для того, чтобы партия могла их поддержать на выборах. Меня этот ответ поразил, ибо, имея к тому времени опыт партийного строительства в российских условиях, я знал, какие скандалы происходили в партиях на региональном уровне накануне выборов в Госдуму 1993 года. Их устраивали партийные активисты в борьбе за лидерство и первое место в региональном списке. Кстати, республиканский активист на аналогичный вопрос сказал то же самое: «я партийный функционер, моя задача искать и помогать политикам, а не выдвигаться в органы власти от партии».
Действительно, и Демократическая, и Республиканская партии США выстроены по принципу сочетания «внутренней» и «внешней» партий. Внутренняя партия - это профессиональный аппарат на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая уровнем избирательных округов, внешняя - это многочисленные общественные организации, взаимодействующие с партиями, обеспечивая общественную и электоральную поддержку в ходе избирательных кампаний. В каком-то смысле американские партии действуют по принципу муравейника или пчелиной семьи. Каждый делает только то, что от него требуется и не пытается прихватывать себе функции, которые исполняют другие. Я не склонен идеализировать американские партии, там есть и скандалы, и внутренняя борьба, но это не ведет к серьезным расколам и потрясениям, что и сделало их политическими долгожителями.
У нас полное смешение жанров. Если некто Иванов стал руководителем регионального отделения, то кроме того, что он является функционером, он, как правило, видит себя либо депутатом Госдумы, либо членом Законодательного собрания, либо кандидатом в губернаторы. Нужен ли такому Иванову умный деятельный Сидоров? Конечно, нет, ибо более способный Сидоров может составить конкуренцию Иванову и тогда его мечты о выборной должности рухнут. Поэтому Иванов делает все, чтобы не создать себе конкурента. В результате региональное отделение становится не реальным политическим субъектом, а группой поддержки своего руководителя.
Конечно, есть и исключения, но такая ситуация характерна для всех наших политических партий вне зависимости от их идеологии, степени оппозиционности или провластности.
Для чего покупаются партии
Едва президент подписал закон о новом порядке создания и регистрации партий, как мастера от партстроительства начали готовиться к производству партийных структур «на продажу». Некоторые такие «мастерские» уже насоздавали по десятку партий. Раз производится товар, значит, есть спрос. Для чего покупаются партии? Мотиваций много, но в упрощенном виде их можно разделить на несколько типов.
Еще партии нужны как подспорье в политическом продвижении. В таких случаях они приобретаются не для участия в федеральных избирательных кампаниях. Речь идет прежде всего о выборах в региональные органы власти. Использование партийной структуры на федеральном уровне возможно лишь в одной из 225 территорий. Сосредоточив там весь ресурс, можно попытаться получить мандат депутата Госдумы. Второй вариант: при удачной торговле с партией, имеющей шанс на попадание в Госдуму, нужно постараться «упаковать» себя на проходное место. Нарушения законодательства нет. Одни производят товар, другие его покупают.
Любопытна и технология формирования регионального актива «партий для продажи». Как правило, существует «маточная» структура, например, зарегистрированная в Минюсте партия. Региональный координатор этой структуры подбирает из числа своих знакомых и друзей кураторов для партий, на создание которых имеется заказ. Знаю регионы, в которых один человек стал прародителем более 10 региональных структур недавно зарегистрированных партий.
Все это никакого отношения к реальному партстроительству, конечно, не имеет, а потому опасения некоторых коллег, что будет слишком много партий и граждане запутаются, избыточны. Ну не дурак же наш избиратель. Разберется, где живая политическая структура, а где муляж. Впрочем, есть более значительные особенности серьезного партийного строительства на региональном уровне, а потому на них стоит остановиться подробнее.
Наблюдая за промежуточными выборами в США в 1994 году (дело было в штате Массачусетс, тогда Митт Ромни впервые стал губернатором), я спросил у одного из активистов Демократической партии: «А когда ты будешь выбираться либо в конгресс штата, либо в конгресс графства?» Он вначале меня не понял и только после того, как переводчик тщательно разъяснил суть моего вопроса, сказал: его работа - поиск новых лиц для того, чтобы партия могла их поддержать на выборах. Меня этот ответ поразил, ибо, имея к тому времени опыт партийного строительства в российских условиях, я знал, какие скандалы происходили в партиях на региональном уровне накануне выборов в Госдуму 1993 года. Их устраивали партийные активисты в борьбе за лидерство и первое место в региональном списке. Кстати, республиканский активист на аналогичный вопрос сказал то же самое: «я партийный функционер, моя задача искать и помогать политикам, а не выдвигаться в органы власти от партии».
Действительно, и Демократическая, и Республиканская партии США выстроены по принципу сочетания «внутренней» и «внешней» партий. Внутренняя партия - это профессиональный аппарат на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая уровнем избирательных округов, внешняя - это многочисленные общественные организации, взаимодействующие с партиями, обеспечивая общественную и электоральную поддержку в ходе избирательных кампаний. В каком-то смысле американские партии действуют по принципу муравейника или пчелиной семьи. Каждый делает только то, что от него требуется и не пытается прихватывать себе функции, которые исполняют другие. Я не склонен идеализировать американские партии, там есть и скандалы, и внутренняя борьба, но это не ведет к серьезным расколам и потрясениям, что и сделало их политическими долгожителями.
У нас полное смешение жанров. Если некто Иванов стал руководителем регионального отделения, то кроме того, что он является функционером, он, как правило, видит себя либо депутатом Госдумы, либо членом Законодательного собрания, либо кандидатом в губернаторы. Нужен ли такому Иванову умный деятельный Сидоров? Конечно, нет, ибо более способный Сидоров может составить конкуренцию Иванову и тогда его мечты о выборной должности рухнут. Поэтому Иванов делает все, чтобы не создать себе конкурента. В результате региональное отделение становится не реальным политическим субъектом, а группой поддержки своего руководителя.
Конечно, есть и исключения, но такая ситуация характерна для всех наших политических партий вне зависимости от их идеологии, степени оппозиционности или провластности.