Статьи
Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФБарьеры на региональных рынках: чем оправдываются действия властей
Характерные для 1990-х явления «регионального экономического сепаратизма» вернулись в российскую экономику, такие выводы содержатся в докладе ФАС, выдержки приводит «РБК». Местные власти защищают своих поставщиков от конкурентов из других регионов в попытках пополнить бюджет. Есть несколько аспектов данной проблемы. Во-первых, это действительно вполне естественная реакция регионов на кризисную ситуацию. Можно вспомнить август 1998 года, когда был экономический кризис. Тогда многие регионы почти сразу приняли подобные меры. Это выглядело в некоторых случаях по меньшей мере странно. Когда, например, на Кубани был введен фактически запрет на вывоз продукции отечественных производителей, что ударило больше всего по последним. Разумеется, сейчас положение дел в России несколько иное чем в предыдущие кризисы. Поэтому подобные меры совсем не соответствуют той экономической ситуации, которая сложилась в стране. Введение подобного рода межрегиональных барьеров — это крайне негативное явление как для всей экономики страны, так и для конкретных регионов и производителей. В этой связи с экономическим сепаратизмом нужно всячески бороться.
Другой вопрос в том, что за эти годы формы введения таких межрегиональных барьеров тоже изменились. Они трансформировались из каких-то прямых запретов в разного рода косвенные преференции или наоборот в ограничения. Они заключаются именно в том, что местный производитель эти преференции получает, а бизнесмены из других регионов — нет, или даже сталкиваются с дополнительными ограничениями. Удивлен, что это можно сделать даже через ветеринарный контроль (в качестве примера в докладе ФАС приводится запрет ветеринарного комитета Волгоградской области на ввоз свинины из Самарской области в 2016 году – прим.ред.).
Что касается самого поведения региональных администраций, то оно, конечно, во многом оправдано. Потому что нужно не просто добиваться повышения доходов в бюджет, но и создавать условия для работы местных жителей и хозяйствующих субъектов. Поскольку насыщение бюджета должно происходить не только за счет налогов на прибыль и НДФЛ, но и за счет создания рабочих мест, повышения доходов и населения, и хозяйствующих субъектов. С этой точки зрения действия региональных администраций выглядят вполне оправданными.
Если говорить о других примерах или проявлениях экономического сепаратизма, то дело может не ограничиваться барьерами для проникновения на рынок хозяйствующих субъектов. Известны случаи, когда поддержка научных исследований, которые идут по линии Российского фонда фундаментальных исследований, часто прямо или косвенно ограничиваются в региональных конкурсах. Аналогичная ситуация в части выполнения каких-то работ для государственных нужд. Существует иногда позиция в некоторых регионах, что только местные поставщики должны быть основными исполнителями данных работ. Не приветствуется проникновение туда иногородних региональных участников. Если смотреть на экономическую систему страны в целом, то такое явление, как экономический сепаратизм в регионах — это явление скорее негативное, оно сдерживает конкуренцию, поддерживает зачастую неэффективные производства.