Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Генеральный директор Совета по национальной стратегии

4 ноября, «партия беспредела» и «очистительный проект» 01.11.2013

4 ноября, «партия беспредела» и «очистительный проект»

К Дню народного единства 4 ноября страна подошла не в самом благостном состоянии. С народным единством, согласием и примирением в обществе большие проблемы. Разломов и трещин много. И если высокий уровень социального расслоения более-менее «амортизируется» бюджетными вливаниями (отчасти пар выпускается и в ходе выборов), то проблема межэтнических конфликтов носит глубинный и системный характер. Напряженность межнациональных отношений, которая, судя по социологическим опросам, еще 10 лет назад не слишком беспокоила общество, теперь вышла на первое место.

Пожалуй, первым резонансным событием, заставившим говорить о кризисе, стала Кондопога, где в 2006 году жители буквально восстали против беспредела, творимого приезжими представителями национальных диаспор. Предыстория произошедшего весьма показательна, а потому на ней стоит остановиться чуть подробнее. Это небольшой карельский город не относился к проблемным. Целлюлозно-бумажный комбинат давал работу и неплохие заработки, в городке есть бассейн, вход в который по тем временам был доступен (десять рублей), городской бюджет позволял поддерживать социальную политику на должном уровне. Те, кто по каким-либо причинам не работал на комбинате, «челночили» и прирабатывали торговлей на местном рынке. Рассказывают, что кондопогские бандиты (куда же без них), «крышевавшие» торговлю, внимательно следили за тем, чтобы матери-одиночки не облагались платой за торговые места администрацией рынка. Жили в Кондопоге и чеченцы, из тех, что шабашили в советское время, а потом остались, обзавелись семьями и органично вписались в местное сообщество.

С начала нулевых в городок начали прибывать «новые» чеченцы. Они сразу же стали вести себя вызывающе, провоцировали местных жителей, взяли под контроль рынок и, поговаривают, комбинат. Дальше-больше, и спустя несколько лет под их влияние попала вся местная власть. «Старые» чеченцы пытались урезонить соплеменников, в ответ – поножовщина. В течение нескольких лет обстановка в тихом городке стала напоминать взрывоопасную, а к полнее объяснимому недовольству «понаехавшими» добавились социальные проблемы. Для взрыва не хватало искры.

Детонатором стал инцидент в кафе «Чайка», в котором местные молодые люди поминали умершего друга и всего-то попросили выключить веселую музыку. В ответ - грубый отказ. Завязалась драка. По звонку слегка побитого бармена-азербайджанца у кафе собралась группа чеченцев с ножами и битами. С криками «режь русских» они стали избивать всех подряд. Итог - двое убитых на месте молодых людей; третий позднее скончался в больнице. Местная милиция наблюдала за происходящим со стороны, что и возмутило жителей, разгромивших злосчастное кафе. Местные начальники поначалу пытались представить все как «бытовуху», потом - как бандитские разборки. Кондопога, - городок, где все друг друга знают, а погибшие никак не были связаны с криминалом, а потому слова о разборках еще более озлобили людей. Только после вмешательства федеральной власти трагедия начала восприниматься как масштабная и межнациональная. Далее – как водится, последовали отставки и посадки.

Подробно останавливаться на произошедшем семь лет назад в Кондапог, вынуждает то, что из трагедии не сделано должных выводов. Все последующие события: на московской «манежке», в саратовском Пугачеве, в Западном Бирюлеве, - пчоти калька с истории в Кондопоге: продажность местных властей; доминирование «приезжих» в малом бизнесе; повальная наглость и беспредел «чужаков» при попустительстве правоохранительных органов. А далее - рост межэтнической напряженности, детонирующий инцидент, срежиссированный «народный бунт» и очередные попытки властей «всех мастей» защитить честь мундира. Заканчивается все вмешательством федерального центра (а в случае с Бирюлево – и московских властей). В этой трагической цепочке меняются лишь названия населенных пунктов, фамилии убитых и убийц. Сама же последовательность остается неизменной.

Поначалу и в Западном Бирюлеве все шло по описанному сценарию. Сверхрезонансности произошедшего соответствовал высокий уровень чиновников, как и ранее, пытавшихся переводить стрелки и предложить рецепт лечения. Доходило до смешного: министр внутренних дел Владимир Колокольцев предложил наказывать за конфликты на межнациональной почве не только глав регионов, где случилась трагедия, но и тех, на территории которых «виновные родились, учились и формировались, как личности». Примерил идею Колокольцева на себя и задался вопросом, кого же наказывать? Я родился в Алтайском крае (кто тогда там правил, не помню), учился в Рязани (хозяин этой области в те далекие времена застрелился в начале 60-х), живу в Москве более 40 лет (а значит, «в ответе» и мэр столицы).

Чиновничьим изысканиям положил конец указ Владимира Путина, возложивший ответственность за конфликты на межэтнической почве на региональные и, что отрадно, на местные власти. Не слишком обильные комментарии, прозвучавшие от экспертов, близких к оппозиции, сводились к одному: федеральный центр пытается-де переложить ответственность за решение масштабной проблемы на слабенькие плечи властей регионов и органов местного самоуправления. Как будто это Путин выгнал с рынка матерей-одиночек в Кондопоге, оберегал от летних проверок ФМС и налоговой инспекции овощную базу в Западном Бирюлеве… И уж конечно, не Путин довел ситуацию на Ставрополье до потока беженцев, состоящего из коренного населения.
Путин поставил точный диагноз и назвал причину кровавого зла - коррупция на низовом властном уровне. Но диагноз диагнозом, а вопросы остаются. Главный из них - кто будет «лечить» местную власть? Правоохранительные органы? Но, как явствует из описанных событий, этот инструмент далеко не «стерилен», коррупция заразила и его.

Выход может быть найден, если запустить в нескольких регионах пилотный проект по расчистке межнациональных завалов. В качестве таковых предложил бы все тот же Ставропольский край, где недавно сменилось руководство, и, возможно, Ханты-Мансийский округ, в котором, в отличие от соседнего, Ямало-Ненецкого, отнюдь не все благополучно.

«Очистительный проект» должен предусматривать следующее. Вместе с ответственностью региональных и местных властей, должно последовать расширение их полномочий, увольнение из территориальных правоохранительных органов сомнительных кадров, и, соответственно, их усиление не запятнавшими себя специалистами. Не обойтись без широкого контроля со стороны общественности, с максимальным вовлечением СМИ. Все опубликованные материалы о коррупции местных чиновников и органов правопорядка должны стать обязательными для прокурорских проверок. Реализация проекта должна сопровождаться гласными, показательными судебными процессами. Решимость и непреклонность федерального центра в деле искоренения причин межнациональной напряженности ни у кого не должны вызывать сомнений.

Далек от мысли, что запуск такого проекта сразу же даст положительный эффект, но начинать выкорчевывать корни межнациональных конфликтов, грозящий перерасти в бойню, когда-то надо. Это тот самый случай, когда «промедление смерти подобно».

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png       Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru